Skip to Content

Выбираем ушу для здоровья. Постигаем основы восточных единоборств

Для того чтобы в совершенстве овладеть искусством ушу необходимы годы практики. Однако если у вас нет цели стать вторым Брюсом Ли, ничто не мешает вам использовать элементы ушу в ежедневных физических практиках для укрепления здоровья.

Читаем продолжение темы о том, кому показано традиционное ушу, кто и как им может заниматься. «Человеку онлайн» рассказывает официальный представитель Пекинской Академии Ицюань, обладатель 4 дана Кёкусинкай каратэ и ещё четырёх чёрных поясов Анатолий Криводедов.   

- Расскажите более подробно о непосредственной пользе ушу для здоровья? Действительно ли Ицюань может избавить от каких-либо заболеваний? Или хотя бы значительно укрепить уже имеющийся уровень здоровья?   

- Во-первых, отмечу, что этот стиль объявлен национальным достоянием Пекина. В клиниках столицы Поднебесной накоплен солидный опыт не только общего оздоровления, но и исцеления различных заболеваний при помощи оздоровительного ушу.   

По личному опыту, собранному за время преподавания этого стиля, я могу отметить значительное улучшение состояния позвоночника, суставов и внутренних органов, снятие стресса, улучшения кровообращения и лимфотока у моих учеников. В целом в организме налаживается естественный баланс, без которого невозможно говорить о любом виде оздоровительных программ.   

Я сам избавился от двух спортивных травм и могу отметить неплохую физическую форму для своих 50 лет. Дополнительно я заметил у себя улучшение способности к концентрации внимания. Поэтому могу с уверенностью сказать, что Ицюань пробуждает в человеке скрытый потенциал и развивает самые разные возможности, в том числе и творческие.   

- Могли бы вы порекомендовать нашим читателям пару упражнений из оздоровительного ушу, которые они смогли бы выполнять самостоятельно в домашних условиях?  

- Опишу работу в одном из базовых столбов Ченбао Чжуан. Название его можно перевести как «позиция обхватывания-распирания». Этот столб подходит для оздоровительных целей, но также может быть базой для развития боевых качеств.   

01.JPG

Ноги на ширине плеч, стопы параллельны. Колени слегка согнуты, макушка как будто подвешена, взгляд прямо. Подбородок слегка прижать, мышцы лица расслабить.   

Поднимаем руки перед собой так, как будто обхватываем шар. Ладони на высоте плеч и расстояние между ними примерно 3 кулака. Центр ладони направлен к себе. Угол в локтях примерно 90 градусов. Пальцы немного разведены между собой и одновременно вытянуты и чуть согнуты. В подмышечные впадины помещаем шарики. Если чуть выше поднять локти, то шарики могут упасть, если слишком опустить, то шарики сомнутся. Это общие требования.   

На что следует обратить внимание. Рот слегка приоткрыт. Спина не заваливается назад. Таз слегка подкручен вперёд. Мышцы расслаблены.   

Далее подключаем работу сознания. Представляем, что удерживаем в руках бумажный или воздушный шар. Если вы приложите слишком большое усилие, то шар лопнет или вы его разорвёте, если держать слишком слабо, то шар улетит вверх. Основная особенность в том, что сознание достаточно активно на фоне расслабленного тела.   

Второй мысленный образ: вы как будто стоите в воде. Вода слегка колышется и двигает ваше тело. В то же время вы противодействуете воде, чтобы сохранить равновесие. Только подались вперёд, и тут же волна в другую сторону толкает. Нужно чувствовать, что вода и толкает, и не толкает. Сознание активно задействуется, а сила при этом не используется. Важно почувствовать, что ваш центр тяжести приходит в движение, начиная смещаться поочерёдно вперёд-назад. После этого начинаем задействовать пальцы стоп. Когда тело смещается назад – пальцы как бы цепляются за землю. Когда тело смещается вперёд – пятки начинает высвобождаться, а пальцы ног растягиваются. Всё это самые начальные ощущения, чтобы получить представление, как происходит внутренняя работа при столбовой практике. Чтобы работой мысли раскачать всё внутри и привести в движение. Осознание в этот момент направлено на поиск ощущений внутри своего тела.   

02.JPG

Вслед за этим мы начинаем пробовать растягивать и сжимать шар или пружины между руками, не используя при этом напряжение мышц. Когда вы смещаетесь назад, как бы опираясь спиной о что-то, руки раскрываются наружу. Когда вы смещаетесь вперёд – есть усилие сжатия между руками. Одновременно мы растягиваем и сжимаем пружины между ногами в том же направлении, как и руки. Стопы при этом слегка подкручиваются: когда назад к внешней пятке, когда вперёд к внутренней части больших пальцев ног.   

Когда вы получили отчётливые ощущения в четырёх направлениях: вперёд-внутрь, назад-наружу, начинаем пробовать движение в направлении вверх-вниз. Когда вы смещаетесь назад, то усилия рук направлены вверх. Центр тяжести при этом опускается. И наоборот. В результате мы получаем внутренние ощущения приложения усилий во всех направлениях.   

На что следует обратить внимание. Первое – это концентрация внимания. Не надо думать о посторонних вещах, требуется сконцентрировать своё внимание на положении тела в пространстве, используемых образах и внутренних ощущениях. Второе – это правильное расслабление (Фансун) всего тела. Это расслабление касается не только мышц, сухожилий и костей, но и внутренних органов. Не следует использовать физическую силу, надо искать целостные усилия у себя внутри. Третье требование – дыхание. Оно должно быть естественным. Дыхание не надо специально поднимать или опускать куда-то. Не надо открывать какие либо космические круги у себя. Что такое естественное дыхание? Так вы дышите, когда вы отдыхаете, разговариваете или читаете книгу.   

Эти три основных требования немного отличаются от требований в других видах боевых искусств. Надо стоять так, чтобы вам было удобно, сохраняя при этом комфортное внутреннее состояние. 
Как быть когда мышцы начинают уставать или затекать? Можно руки опустить пониже. Но и сознание надо расслаблять при этом, чтобы оно не перенапрягалось. Когда вы чувствуете усталость – это усталость мышц, которые постоянно напряжены. Соответственно, усталость приходит и когда постоянно задействован и напряжён ум. Ум связан с мышцами нервными окончаниями. Как только вы успокоите ум, расслабятся ваши мышцы. Как только почувствовали, что усталость прошла, снова принимаете правильное положение и начинаете активно задействовать сознание.   

03.JPG

Периодически проверяйте положение своего тела. Локти должны свешиваться вниз. Посмотрите, расслаблены ли у вас запястья. Для этого можно слегка свободно подвигать ими. Проверьте пальцы – свободны ли они, расслаблены? Постоянно проверяйте расслабленность различных частей тела.   

Сколько по времени практиковать такой столб? Для начинающих вполне может быть достаточно 10-15 минут. Если у вас комфортное состояние и хочется продолжить внутреннюю работу (Нэйгун, Цигун), то можно стоять и больше. Оптимальное время – 40 минут.   

Желательно выбрать спокойное место в утреннее или вечернее время. Но одна из удобных особенностей Ицюань в том, этот вид тренировки сознания и тела можно проводить практически в любых условиях и в любое удобное для вас время. Методы стиля – это тренажёр, который всегда с вами. Причём этот тренажёр не только для мышц, но и для вашего сознания.   

Дополнительную информацию о практике столбов и других методов Ицюань можно найти на сайтеРоссийской Академии Ицюань.   

И в заключении я настоятельно рекомендую найти для закладки добротного фундамента хорошего мастера, который сможет вовремя подправить ошибки и подсказать индивидуальные тонкости в практике оздоровительного ушу. Либо пройти курс семинаров по этой теме.

источник: http://chelovek-online.ru/zdorove/article/krasota/vybiraem-ushu-dlya-zdorovya-postigaem-osnovy-vostochnykh-edinoborstv/