Skip to Content

Стажировка в Китае осень 2009 часть 7. Мальчик для битья. Кипяточек заказывали?

5-е октября. Интересная вещь этот Ицюань. И особенно интересно наблюдать расширением своих возможностей, независимо от возраста. Один пример прямо у нас перед глазами - Яо Ченжун. Ему через месяц исполнится 57 лет. Оглянемся вокруг. Посмотрел вчера на японца, а у него вся футболка мокрая. Хотя молодой и без особых признаков лишнего веса. Объем тренировочный примерно один выполняем. А у меня ощущение, как будто только размялся. Казалось бы, не выполняются какие-то запредельные физические нагрузки, к которым мы привыкли, допустим, в Кекусинкай. Но помимо статики, в которой надо еще научиться расслабляться, присутствует специфическая работа сознания. Это работа всей нервной системы и ее тоже надо еще научиться выполнять без чрезмерного напряжения. Виктор, например, вчера, так ухойдокался, что на ужине палочки из рук выпадали. Добрался он до гостиницы и отрубился до самого утра. Что значит непривычные статические нагрузки и "тотальное внимание". Силу большую задействуешь - неправильно, работаешь без силы - тоже неправильно. Но все эти качества тренируются. Прекрасно помню опустошающую усталость на первых этапах знакомства с Ицюань. А теперь после тренировки я прогулялся по городу, поработал в сети, позанимался немного на верхней площадке на пару с хозяином гостиницы и обработал видеозаписи до 2-х часов ночи. Проснулся в 6.30, как огурчик и снова за работу. Но надо сказать, что Виктор обладает способностью быстро адаптироваться. Сегодня он уже ожил и палочки в руках держал на обеде - не отнимешь.
Утренняя мини-группа в 9.30. В Пекине - солнечно!
Повторили столбы: Ченбао, Фуан, Тибао, Тича. Если правильно ориентировать ладони, то прилично тянутся сухожилия. Ощущения тоже новые. Чувствуется лучше натянутая структура тела.
Перешли к Шили: Пинтуй, Кайхе, Бошуй, Фуан. Надо отметить, что по школе Ченжуна между Кайхе и Бошуй отличия не очень заметные, если глаз не наметан на видение основных направлений. В связи с этим один из китайских учеников и задал Лаоши вопрос. Продолжаем заниматься без переводчика, но иногда про это забываешь и начинаешь понимать суть. Это как диалог в эпизоде на рыбалке нашего с финном, когда они рыбу упустили и начали горячо спорить ("Особенности национальной рыбалки"). Через Гогуа вышли на Пифу Шили, очередной раз подчеркнув их взаимосвязь.
Затем нащупали связь Ченбао Чжуан и апперкота в стиле Ицюань. За год я все четыре базовые удары кулаком успел основательно проработать. Поэтому все шло как по маслу. Появилось отчетливое осознание движения реверсивной (небьющей руки). Это как ощущение обратной стороны силы. Отсюда и цельность и возможности для снятия зажатости. По удару для себя подметил, что скрутка в нем очень напоминает Сото-уке в карате, только повыше. А это раскрывает целый ряд дополнительных тактических возможностей, например одновременная защита и атака. И это относится ко всем ударам. Тут же протестировали этот удар на проверку работы всем телом.
И опять через Ченбао вышли на Цзай Цюань (сверху-вниз). Год назад, из-за старой травмы плеча, я не мог качественно повторить за мастером траекторию этого удара правой рукой. А сейчас - совсем другое дело. Еще раз была показаны цели по ходу траектории. Это переносица, подбородок, ключица и верхняя часть груди. И все это "хозяйство" продавливается с намерением дойти до пояса. В Кекушине этот удар напоминает Ороши Цуки. Скорее всего, он и пришел в карате из Ицюань (Тайкикен). Яо начинает все больше показывать применение техник, одновременно все больше эмоционально заряжаясь. Я прекрасно помню, чем все это заканчивается. Так оно и вышло. Выбрана "жертва", мастер включил дополнительно еще свою камеру для последующего размещения материалов на своем сайте и понеслось. "Жертвенный агнец" практически сразу после выхода Лаоши на дистанцию соприкосновения отворачивался спиной, пряча лицо и живот от беспощадных скоростных обозначений ударов, и все норовил пройти сквозь стену. Только очухался парень после умывания своего лица, красного от "щадящих шлепков" учителя, тот его снова к себе тянет. Теперь все тоже из положения клинча. К кулакам и ладоням добавилась еще ударная техника коленей, локтей и головы. Так же быстро мастер Яо "выключился" и, попивая из баночки чаек, еще какое-то время миролюбиво комментировал свои действия. Но вот и про баночку в руке забыл, одной рукой показывает удары, двигается, весь в бою. "И вновь продолжается бой, и сердцу тревожно в груди. И Яо такой молодой и юный, октябрь впереди". Тут я мало чего разобрал, захваченный зрелищем, надо будет потом с переводчиком над отснятым материалом поработать.
И опять, очевидно чтобы нагляднее объяснить свои мысли, Лаоши вытягивает из угла знакомого уже нам "до боли" партнера и уже в более мягком варианте Туйшоу показывает дополнительные тактические возможности. При этом он манипулирует им как хочет. Особенно впечатляет его умение "материализоваться" за спиной у партнера. Этот маневр связан с наработкой в "кихоне" упражнения с красивым и экзотическим названием - "Священная черепаха выныривает из воды". Оно условно относится к высшим Шили и довольно изящно выглядит со стороны. Но стремиться надо не к внешней красоте, а к достижению глубокой внутренней наполненности и осознанию одновременно всех плоскостей, в которых тело движется.
Ближе к концу стало понятно, почему Яо "пристрастно" показывал прикладную технику. Просто парень пришел из Тайцзицюань и по ходу занятия не нашел ничего лучшего, как сравнивать технику. Пришел учиться - стань пустым сосудом.
В целом получился хороший образец для полноценной тренировки Ицюань с боевой направленностью.
После окончания занятия сразу сел за анализ. Виктор прогулялся по столице и принес в "клювике" гостинцев чаю. Высказал даже искреннее уважение моей целеустремленности (возможно граничащей с фанатизмом). Что тут сказать: непростое детство в залах-додзе, деревянные игрушки, книжки Масутацу Оямы на ночь, с его философией подвига.
Пообедали после 14 часов. Да простят читатели мое лирическое отступление, война войной, а обед по расписанию. Дело в том, что в Китае официальное время для обеда с 12 до 14. И в это время во всех этих бесчисленных заведениях не протолкнуться. И все еще галдят, как на рынке. Прямо птичий базар какой-то. Повторили говядину на сковородочке и разведали два новых салатика отличного вкуса. Если вы еще не осчастливили своим визитом Поднебесную, то возможно обладаете целым букетом стереотипов. Что едят "нехристи" исключительно рис, запивая чаем, а на десерт - кузнечики и прочие беспозвоночные твари. Как бы ни так! Как раз этих блюд в меню вы можете и не обнаружить. Второй день подряд мы, как клоуны в жанре пантомимы, без переводчика пытаемся изобразить непонятливым девочкам-официанткам, что тупо хотим заказать еще рис. В этот раз даже подготовились и выучили соответствующий иероглиф и интонацию. Ну ладно, это прокатило. На английском "райс" сошлись. А вот вместо чая, на наш интернациональный жест с опрокидыванием виртуального стакана, пытаются всучить пиво. Подозвала, значит, она на подмогу, такую же девочку, но умеющую лопотать на американском языке. И вроде бы уже врубились что "тя" мы хотим. И интонацию вверх устремили, чтобы не перепутали с другим словом. Пристала, мол, какой именно мы "тя" хотим. Я ей - "Улун" - говорю, на чистом кантонском диалекте. Куколка-официантка меняет свой прищур на круглые, как у Чебурашки глаза. "Ну, хорошо",- говорю я и добавляю про себя междометие, начинающееся на букву "с" из Камеди-клаба, - "тащи Лунцзин". И ежу понятно, думаю, что это "Колодец Дракона". И что вы думаете, выкидывают эти работники китайского общепита? С невозмутимой ангельской улыбкой и с чувством выполненного долга, одна из них вежливо так разливает нам по чашкам кипяточек. Мы что ей в Смольном! Прихлебываю, значит, его и пытаюсь найти затерявшийся тонкий вкус. Вот так и ушли, несолоно нахлебавшись. А стресс пришлось в гостинице сладостями китайскими заедать, со своим свежезаваренным чаем.
Вечерняя тренировка в общей группе началась с проработки движения Яофа в отдыхающем столбе Сиси Чжуан. "Задняя дуга" выполняется с намерением вытянуться через макушку так, как будто мы выглянуть из окна, находящегося высоко. После ввинчивающегося движения ладонями (вперед-вверх-внутрь) в Чентуо Чжуан и базового боевого столба Хуньюань Чжуан перешли к Пифу Шили.
Вернулись к ключевой боевой позиции, и вышли на Ся Фали. Этот короткий толчок из столба Хуньюань Чжуан был основной темой сегодня вечером.
Первый способ выполнения - выполнение правильной траектории, расслабленное осознание всех направлений и ощущение цельности.
Второй - два раза расслабленно и один раз выброс силы Фали
Третий - в перемещении. Здесь могут быть варианты.
Лаоши даже в общей группе уделяет нам повышенное внимание, постоянно что-то подправляя. Еще он хорошо чувствует наши пределы улучшения и не пытается перекормить замечаниями. Не все сразу.
Вторая половина общей тренировки проходит уже более свободно. Разбиваются по парам и либо Туйшоу в свободной манере, либо свободный бой (Саньшоу). Защиту пока не используют. Иногда одеваются легкие перчатки, либо аккуратно без них. В Саньшоу сошлись японец Фудзи (сокращенный вариант его имени) и поджарый забияка китаец. Фудзи, несмотря на то, что любит на занятиях иногда включать клоуна, выглядел лучше: неплохо двигался и держал стойку. На верхней площадке тоже шла "заруба" в потемках. Там хорошо смотрелся молодой явно способный паренек.
К Виктору прицепился "забияка", чтобы поработать в Туйшоу. Отказа не последовало, но мой товарищ решил поберечь свое больное плечо и через какое-то время работу приостановили. "Забияке" ничего другого не оставалось, как найти другого русского, то есть меня. Толкался он агрессивно, но немного суетливо. Начали с учебного варианта одной рукой (Дан Туйшоу). Мой партнер когда не получалось добиться преимущества, начинал хитрить - подключать вторую руку либо ускоряясь безмерно. Я в долгу не остался. Чувствовал запас прочности и работал вторым номером. Когда совсем надоел басурманин, начал его теснить.
Видя такое безобразие, вмешался старший ученик. Парень молодой, крепкий и азартный. Пришлось поработать на отходе, постоянно закручивая, чтобы не быть прижатым к стенке. Когда же он пытался обозначать удар основанием ладони, я обозначал ему встречный удар.
Смена, опять "забияка" на меня. "Не выходит каменный цветок" и "старшой", досадливо отпихнув поджарого, начал показывать, как это надо делать. Пришлось опять уходить в оборону, выставляя встречные угрозы.
Очередная замена по ходу боя. "Агрессивный лузер", отдохнув попер в атаку. Решив, больше не церемонится с ним, я его аккуратно набрасываю на стеночку. Внимательно наблюдающий за происходящим "шеф" меняет условия Туйшоу, делая его еще более свободным. Хорошо. Смотрю, что предложит мне забияка. Он пару раз потолкался в руки и затих. Тогда я начал раз за разом разрушать его позицию и выходить на удар в лицо основанием ладони. Либо выходил на захват шеи с последующим виртуальным (чтобы не злить их совсем) ударом колена. Благо это была моя коронка в Кекусинкай, когда еще разрешались захваты.
Видя полный провал своего подопечного, старший ученик третий раз, заметно злясь, пошел вперед. Я отступал, двигаясь по дуге, но так и не дал ему обозначить свое преимущество. Вмешался Виктор и предложил отдохнуть. Что мы и сделали. Ну что же, хороший опыт с мотивированным и серьезным противником в предложенных рамках учебного поединка. Правда, замечу, что приехал я сюда не соревноваться, а учиться. Интересней было бы более разумно в паре постоять. Да и папа с мамой учили меня в гостях вести себя вежливо и культурно. Попили с Виктором чай, обсудили тренировку и разошлись готовиться к следующему дню!