Skip to Content

Китайско-японско-русская линия передачи Ицюань. Часть 2.

Рояма

В Китае так почитают мастеров боевых искусств, что мы, японцы, не можем даже этого себе представить. Поэтому говорят, что японец практически не может поступить в ученики к известному мастеру китайского кэмпо. Учитель Саваи рассказывал, что после проигрыша старому мастеру Ван Сян-чжаю он около месяца приходил к дому старого учителя и был принят в ученики только после того, как написал прошение кровью.
Учитель в Китае никогда ничего не объясняет даже китайцам, но учителю Вану так понравился характер и усердие Саваи-сэнсэя, что он потом занимался с ним отдельно. Учитель Ван Сян-чжай показывался на тренировках лишь раз в неделю. Но, даже придя на тренировку, он просто молча обходил вокруг площадки и, не сказав ни слова, уходил. Я стоял в Рицудзэн на протяжении трех лет, и за это время он ни разу не сказал мне, что хорошо, а что плохо.
- Он просто сказал: «Стой», — и даже не объяснил зачем. После этого он ни разу ко мне не подошел. Но сколько бы учитель ни говорил: «Делай», а прошел год, второй, и терпение у меня лопнуло. Зачем делать это бессмысленное упражнение, что оно может дать? — думал я. Но, с другой стороны, то, что я никогда не брошу занятий было написано кровью, и я продолжал тренироваться. Иногда, правда, я думал, — все, сегодня или завтра точно брошу.
- Так вот, слушай. С моим организмом вдруг начали происходить какие-то странные вещи. То как-то раз у меня пошла моча белая, как молоко, то во сне мое тело начинало вздрагивать от напряжения. Бывали дни, когда я стоял в Рицудзэн и меня внезапно охватывало странное чувство. Мне казалось, будто я могу разорвать медведя или тигра. Тогда я понял, что во мне развивается внутренняя сила. Учитель часто говорил, что он может поднять землю и тогда впервые мне показалось, что я понимаю смысл его слов.
- Как-то раз я зашел в одно из шанхайских кабаре. Там завязалась драка между друзьями, они оказались японцами и мне пришлось их разнимать. Вдруг один из них кинулся на меня с кулаками. Как я в тот момент сблокировал его удар, сам не пойму. Я бессознательно парировал его руку и в тот же момент атаковал другой. У него очень сильно пошла из носа кровь. А ведь моя рука сделала произвольное, естественное движение.
- После этого у меня наконец-то начал просыпаться интерес к кэмпо. Казалось, в этих упражнениях ничего особенного не было, но на самом деле в них было все.
- После того, как прошло три года, учитель, наконец, начал со мной говорить. Я часто бывал у него дома, тогда я изучал различные приемы и контрприемы. Но учитель вегда по этому поводу замечал: «Все приемы рождаются из упражнений Рицудзэн и Хай.
Учитель Саваи говорил, что от старого мастера Ван Зян-чжай слышал следующее: «Изучение кэмпо — это значит просто и естественно выполнять обычные дела. Эта естественность подобна течению воды в реке, знамени, высоко реющему в небе, рыбам, несущимся по волнам и совсем не обязательно искать во всем форму, все . что имеет форму и смысл — временно. Когда достигаешь Мастерства — становишься отрешенным, и лишь тогда Искусство становится истинным».
И еще об энергии «КИ» старый мастер говорил:
- Энергию «КИ» можно сравнить с вращающимся Волчком. С первого взгляда он выглядит неподвижным, и никакой энергии в нем не видно, но стоит до него дотронуться, как он тут же отбрасывает твою руку, и ты сразу осознаешь его силу.
Сколько тебе ни объясняй — десятки, сотни раз, сколько ни приводи примеров, ты все равно не поймешь, что такое энергия «КИ». Но я думаю, поспарринговав со мной, все же немного почувствовал, что это такое. Чтобы осознать, что она собой представляет, нет другого пути, как только самому, через Рицудзэн, открыть эту энергию для себя.
- Сила «КИ» подобна тому, как рыба, плывущая не спеша, мгновенно меняет направление движения, когда в воду бросят камень.
«Первая рука страны» ползает по полю
Старый учитель говорил, что адепты в то время очень полюбили внешне красиво смотрящиеся движения, и жалел о том, что они не пытаются понять суть боевого искусства.
Он говорил, что эти люди не осознавали логики кэмпо, а увлекались лишь внешними движениями или пытаются овладеть какими-то несоответствующими истине формами, и эти неестественные броские движения он называл: «Кулак — цветок, ноги — узоры». Это означает — воину не нужны цветы в кулаках и узоры на бедрах. Старый учитель говорил, что суть лежит в обычных, с виду неброских, тренировках.
- Мой учитель, — когда-то, давным-давно, на протяжении 15 лет делал Хай на рисовом поле, залитом водой. От рождения он был худым и низкорослым, но благодаря этому упражнению его поясница стада широкой, как у зебры, и ходил он, словно утка.
- Характер у него был очень строгим. Его родной сын не любил боевых искусств и, занявшись торговлей, сбежал, поэтому Ван отказался от него.
Ван Сян-чжая в то время называли «Первая рука страны», он жил в пригороде Пекина в большом особняке. Говорят, что все расходы на содержание этого особняка брал на себя губернатор Пекина. Потом в этот особняк переехал жить Мао Цзэ-дун. Ходят слухи, что количество его учеников не опускалось ниже десяти тысяч человек. В то время в Китае не было человека, который бы не знал имени старого мастера Ван Сян-чжай.
Я хотел бы описать один случай. Как-то, в один из дней, учитель Саваи пришел в гости к старому учителю. Ван стоял во дворе и сосредоточенно смотрел на голубя, который сидел на крыше.
- Учитель даже не посмотрел на меня, он не сводил глаз с голубя. Ван очень пристально смотрел на голубя, это мне показалось странным, и я его окликнул. Учитель сказал: «Хорошенько посмотри на этого голубя». Видишь, когда он начинает менять направление, то движение обязательно начинает с хвоста. Если образно перенести это на боевые искусства, то аналогом хвоста голубя можно представить нашу поясницу. Таким образом, все движения должны начинаться от поясницы. Говоря иначе, сперва движение начинает поясница, а уж потом начинают двигаться руки. Двинулась поясница, и только после этого начинает движение все тело. Ван учился се у этого ничем не приметного голубя. Старый учитель Ван Сян-чжай стоял выше всех житейских проблем, и жил в этом мире естественно, как бы играя.
Истинная форма — бесформенна. В суете нет отрешенности
- Так я проучился у мастера 12 лет. После поражения Японии в войне я был репатриирован. Тогда учитель Мне сказал, что после возвращения в Японию я должен буду научить других тому, чему здесь научился. И еще Он разрешил назвать кэмпо Тайсэй новым именем — кэмпо Тайкисисэй.
- Учитель также сказал, что даже после возвращения В Японию мне следует продолжать делать Рицудзэн и Хай.
Учитель Саваи рассказывал, что ему часто приходилось слышать от старого мастера изречение «форма — бесформенна». Иными словами искусство, облеченное в форму, не является истинным искусством, искусство — это то, что есть и его как бы нет. Прием, который получается спонтанно, нельзя облечь в форму. Может просто показаться, что он имеет форму, так как используются руки. Достаточно вспомнить случай, когда на вас вдруг нападают в темноте в самом неожиданном месте. В этот момент человек неосознанно делает резкое движение всем телом. Конечно, есть, наверное, и те, у которых ноги подкашиваются от страха. Но не имеет значения хорошим или плохим было движение в этот момент, это был просто прием самого этого человека. Этот редкий прием невозможно отыскать ни в одной из ката, потому что это Просто реальность этого человека, его мастерство, перешедшее в действие и просто проявившее себя таким образом. И это движение само по себе хотя и не имеет формы, выглядит очень красивым. В этом то и заключается смысл изречения «истинная форма — бесформенна».
Самым важным является то, как, через какую форму или движение в этот момент проявит себя человек. Сможет ли он бессознательно и естественно использовать прием, согласующийся с законом «РИ», то ли просто дернется вверх, или вообще сделает какое-нибудь невообразимое движение. А может он просто останется на месте и позволит себя избить. Все это зависит от степени его мастерства.
Возьмем, например, уже совершенное искусство. Если все движения, выражающие внешнюю часть этого искусства сравнить с деревом, то это будут ветки и листья. Эти ветки и листья живые, когда крепки корень и ствол. В нашем случае корень — это наше состояние духа, энергия «КИ», затаенная внутри нас, а ствол это крепкие поясница и ноги.
Рицудзэн и Хай формируют корень и ствол. Именно эти внешне статичные, ничем не примечательные упражнения, требующие безумно много времени закалят нижнюю часть и позволят эту неимоверную силу и инстинктивные движения, заложенные природой использовать естественно.
Прием, выполненный естественно на уровне подсознания, несомненно, лучше, чем движение сознательное, выражающее лишь внешнюю форму. В этом-то и кроется секрет боевого искусства Тайсэй.
- Все что имеет форму и смысл — явление временное. Когда достигается мастерство, появляется отрешенность, именно это и есть истинное искусство.
Естественно, познать этот сокровенный смысл человек может только сам, делая упражнения Рицудзэн и Хай.
Рицудзэн — это все равно что подзаряжающее устройство для аккумулятора. Хай же — это то, что создает фундамент. Чем дольше заряжается аккумулятор, тем больше накапливается энергии, чем крепче основа, тем мощнее верхняя часть. Поэтому очень важно сделать крепкими ноги и поясницу и отшлифовать форму. Тренировать ноги и поясницу — это не значит прыгать по заячьи в полуприседе, как в детстве, а закаливать их, не спеша на протяжении многих лет, вливая в задуманную форму.
На первый взгляд, может показаться, что стоять неподвижно очень просто и даже приятно, но на самом деле нет ничего более трудного, чем эти упражнения. Стоит лишь попробовать, как сразу все станет ясно. Все тело начинает покрываться липким потом. Правда, при этом не нужна выносливость, которая необходима например при беге, да и на сердце они нагрузки не дают. Следовательно этими упражнениями можно заниматься даже в преклонном возрасте.
Нечего и говорить, что для выполнения этих упражнений самым необходимым являются настойчивость и терпение. Даже выросшие на материке китайцы, которые по настойчивости значительно превосходят японцев, долго не выдерживали у старого учителя Ван Сян-чжай.
- Когда ты сможешь стоять в Рицудзэн полтора, два часа, ты вдруг обретешь духовную ясность, как бы тебе сказать, ты перестанешь понимать, что есть что. Тебе станет безразлично, то ли тебя собирается укусить пчела, то ли кто-то рядом попытается с тобой заговорить. Ты даже сам не будешь понимать, как ты стоишь. Пожалуй, это душевное состояние и можно называть полной отрешенностью. Пребывая в этом состоянии даже в поединке противником, ты не будешь его видеть. Вероятно, мастер Ван Сян-чжай и пребывал в этом душевном состоянии.
Путь только один
После рассказа учителя Саваи мне стало легче на душе. Я понял, что все приобретенное мной в Кёкусинкай ценно. И умение, и опыт, приобретенный в суровом учении, не пропадет даром. В то же время я осознал, что будь то каратэ, будь то кэмпо, путь сам по себе один. Само собой разумеется, что этот путь и стал целью всей моей жизни.
Так я продолжал тренироваться и, хотя опыта у меня было еще маловато, все же кое-что уже начало получаться. Рицудзэн, в котором сперва мне было трудно простоять даже 16 минут, в некоторой степени стал мне даваться легче, и Хай я начал делать уже в более низкой стойке. С этого момента с моим организмом начали происходить ощутимые изменения.
Сперва у меня разыгрался аппетит. Ужасный аппетит. Сколько бы я ни ел, я постоянно чувствовал голод. Тогда за один раз я съедал по нескольку порций. Спустя пять-шесть месяцев после начала тренировок мой вес увеличился на несколько килограммов от чего поясница и ягодицы стали значительно больше. При этом я подрос на два-три сантиметра. Вес тогда составлял 70 килограммов, а рост 174 сантиметра. Кроме того, к моему большому удивлению, у меня прошла боль в пояснице, которую я повредил, еще работая инструктором каратэ. Раньше поясница у меня болела так, что я не мог даже нормально сидеть, к тому же из-за этой боли у меня абсолютно пропал аппетит. Перед тренировкой мне приходилось туго обматывать поясницу грубой тканью и только после этого я мог приступать к тренировке. И вот эта боль прошла как сон, более того, спина стала намного сильнее. Бедра тоже стали намного мощнее. Я чувствовал себя прекрасно.
Кроме того, когда я стоял в Рицудзэн, мои пальцы помимо воли начинали подрагивать, а когда я спал, тело непроизвольно напрягалось и вздрагивало. Стоило мне, например, в парикмахерской немного задремать, как тело вдруг начинало вздрагивать. За это на меня сердились. Я почувствовал изменения в организме, и это еще больше подхлестнуло меня в тренировках.
В спарринге стойка стала ниже, и это придало мне устойчивости. До сих пор я работал в высокой стойке и в атаках опирался на комбинации. В результате чего, стоило противнику сблокировать мою первую атаку, как следующая у меня уже никак не получалась. При этом я часто, теряя равновесие, инстинктивно хватался за партнера. В противном случае я бы просто падал.
После того, как я начал стоять в Рицудзэн, я перестал полагаться на комбинации, мои атаки стали проходить более успешно, я легко увертывался от атак моего противника и уже без труда, сохраняя баланс, после блокирования моей атаки переходил к новой. Я уже свободно владел техникой и мне не надо было хвататься за партнера. Мои удары ногами тоже стали значительно тяжелее.
К этому времени я не упускал из вида ни одного изменения, происходившего с моим организмом. Я был просто вне себя от радости, когда в результате тренировок со мной происходило что-нибудь странное. Однако я, еще сам того не осознавая, постоянно спешил. Мне хотелось как можно быстрее достичь успеха…

Комментарии

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".
Анатолий Криводедов аватар

Не забудьте посмотреть

Не забудьте посмотреть видео-ролик о Рояма карате на нашем сайте:
]]>http://www.yiquan.org.ru/yiquan/node/268]]>