Skip to Content

Упражнение ХАИ.

Упражнение аналог которому в Ицюань - Моцабу. Посмотрите как отрабатывается упражнение Хаи и как Моцабу в зале Яо лаоши.
Обязательно посмотрите к какому результату приводит правильная методика отработки Моцабу (смотреть с 4.40): ]]>http://www.yiquan.org.ru/yiquan/node/69]]>

Некоторые идеи я пытался донести в видеороликах:
]]>http://www.yiquan.org.ru/yiquan/node/613]]>
]]>http://www.yiquan.org.ru/yiquan/node/614]]>
 

Какие же отличия сразу бросаются в глаза? Конечно низкая позиция Хаи. Если немного упростить, то условно можно упражнения разбивать по признаку: "физики" и "лирики". В первом случае акцент направлен на укрепление тела, как недвусмысленно в комментариях указано про поясницу и ноги. Во втором случае идёт более тонкая работа, связанная с нервно-мышечной координацией и выработкой специфических качеств. У начинающего всего один ресурс внимания и он далеко не бесконечен. Трудно направлять его на противоположные вещи. Тем более, что "физика" тут же даёт о себе знать мощными сигналами в мозг: "Эй там, наверху, я устал! Прекращай это издевательство! Давай лучше вольём в тебя пиво! Отдохнём, расслабимся!". И тут уже не до "лирики". Что сказать, никто не спорит с важностью крепости ног и поясницы. Но не менее важно иметь гибкую, живую поясницу и быстрые, живые ноги. А главное надо связать в одно целое крепкие поясницу, ноги и соединить их со всем телом. Именно на это и делается акцент в методиках Ицюань.

На продвинутом уровне, как мне объяснял Яо Ченжун, можно вносить изменения в базовые методы. Например, выполнять столбы и перемещения Моцабу в более низких позициях. Но это при условии, что вы уже уловили основы и приобрели устойчивые навыки. Вот тогда увеличение физической нагрузки идёт на пользу "лирике".

Вы можете увидеть ещё целый ряд более тонких отличий, связанных с проработкой в китайской версии всех шести направлений. В японском варианте на это внимание не заостряется.

Положение рук при выполнении базовых перемещений не играют определяющую роль. Тем не менее в Ицюань обращают внимание на ощущении того, что окружающая среда как будто имеет плотность и мы можем на неё опереться. Такое взаимодействие важно для поддержания Фансун и позволяет подготовить основу для взрывных перемещений в любом направлении. Как рыбка, находясь в спокойном состоянии внезапно оказывается уже в другом месте. И всё это без видимых усилий и в плотной среде.

Верхнее положение рук, представленное в Хаи, можно использовать на продвинутом этапе. Эта позиция рук прорабатывается в Ицюань в Чентуо Чжуан. У Роямы можно увидеть достаточно "живые" руки, не закрепощённые в плечах, несмотря высокое положение. Поддержание такого состояния видно по побочным эффектам - лёгкому шевелению пальцами рук. Нет смысла имитировать подобное шевеление, так как оно связано с внутренней работой. У начинающих осознание развито слабо и разворачивается в теле стереотипными путями. Внимания хватает только на что-то одно или два. Поэтому новичка легко можно определить по периферийным участкам тела, в данном случае пальцам. Они, как правило, "склеенные" и неживые. У более опытных "столбовых дворян" внимание распирает во все стороны и оно достигает не только пальцев, но и кончиков волос.

Не так давно на Зимней Школе ФКР руководитель региональной организации Кёкусинкай Игорь Гуцал признался уже после знакомства с реальными возможностями Ицюань, что было забавно смотреть как стоят "странные люди" неподвижно в своих столбах и пальчиками шевелят. Пообщались то мы всего ничего около часа, но этого хватило чтобы в корне поменять своё мнение. В общем пальцы побочный эффект, сопровождающий состояние Фансун. Дуновение ветра в листве.