Skip to Content

Отрывки из книги "ВАН СЯНЧЖАЙ – Истинный Путь Ицюань"

 
Отрывки из книги взяты с сайта «Российского Центра Ицюань»
 
ВАН СЯНЧЖАЙ – Истинный Путь Ицюань

Содержание

Предисловие автора
1.Изменение силы
2.Тренировки для мышц, связок, костей
3. Проявление силы
4. Тренировка ЦИ
5. Питание ЦИ
6. 5 элементов
7. 6 гармоний
8. Стихотворные наставления
9. Классический методы бокса
10 Метод дракона
11 Метод тигра
12. Истинный путь Ицюань

Предисловие автора

Боевой путь очень сложно облечь в слова. В «Шицзине» воспевается сила, храбрость и боевой дух, в «Книге этикета» говорится о борьбе и состязаниях. Началом всех видов боевых искусств можно считать времена династии Хань, Хуа То создал и практиковал метод пяти птиц и зверей, и кроме того, основы сущности боя, но из-за того, что последователей в те времена у него было достаточно мало, это искусство пропало бесследно.
Ко времени правления Лян Тяньланя ( 500 г н.э.), после путешествия Бодхидхармы на восток,  обучая послушников буддизму, занять их свободное время и одновременно  обучить их технике тренировки мышц и костей, использовал особенности подвижности и гибкости птиц и животных, основываясь на методе "очищения разума и расслабления мышц", создал "Ицюань" ( Школа Сознания), известный также как "Синьицюань" ( Школа Сердца и Сознания).
Опытные ученики и последователи этого искусства были весьма многочисленны, хотя в те времена широко была распространена слава Шаолиня. Позднее Юэ Фэй  объединил сущности различных школ и создал Школу Пяти Соединенных Навыков: Саньшоу (свободный бой), Ляошоу (захваты и борьба) и назвал его Син-Ицюань (Школа  формы и сознания).
Позднее, когда в стране наступили стабильность и мир, общее настроение постепенно изменилось, стали ценить образованность и воспитанность, в то время как на боевые искусства стали смотреть свысока. Большинство мастеров боя, обученные в битвах, погубили себя из-за своей воинственности, ученые стали советовать избегать их, поэтому боевые искусства, содержащие глубокие знания, не смогли пройти через века.
Долгое время ситуация не менялась. Даже если и было несколько людей, познавших Дао и охранявших его достоинство, то они были вынуждены прятать свои способности, и не могли прославиться благодаря боевому искусству. Вне всяких сомнений, это большое упущение для учеников более позднего времени.
В эпоху Цин, братья семьи Дай из деревни Тайюань были обучены искусству, но они обучили лишь  Ли Лонэна из деревни Шэньсянь провинции Хэбэй. Ли Лонэн учил многих, и одним из тех, кому он передал свои знания, был Го Юншень из его деревни. Обучая Син-ицюань своих студентов, Го применял Чжанчжуан (столбовое стояние) как основу для тех, кто только начал заниматься. Многие учились у  Го, но тех, кто смог полностью перенять его учение, было очень мало. Го даже сказал, что недостойные не могут учиться, недостойные не могут быть обучены. Я из той же деревни, что и Го, он был моим родственником, возникла тесная дружба между пожилым и молодым, ему также нравилась моя проницательность. Посему он учил меня этому великому искусству непрестанно и неутомимо даже когда уже был стар и умирал. Древняя общественная мораль не дошла до современного времени, большинство учеников – это любители причудливых занятий и не осознают, что Истина не может быть найдена нигде, кроме как в ежедневных занятиях, большинство людей обычно игнорирует ее, потому что она так близка. Это доказывает тезис «Дао никогда не избегает людей, однако люди заставляют Дао избегать их».
Не в пример современникам, я не ищу славы. Они действуют поспешно и желают вещей и не ищут факты, впустую гонятся за славой. Эта погоня за деньгами не учит и не отвечает на их собственные вопросы, вместо этого она использует отрывки древней мудрости просто для того, чтобы жить. По сравнению с этими страницами они кажутся полными противоречий и непостижимыми. Сначала – галлюцинацией и продуктом воображения, затем – высокими горами и далекой водой. С тех пор как они стали разрозненны, даже для усердных учеников эти обрывки мудрости кажутся туманными, в которых невозможно отличить истину от  лжи. Распространено заблуждение, что мудрость Дао не может быть постигнута. Когда люди гонятся за деньгами, берут на себя ответственность за путь, как же может процветать великое Дао? Я размышляю поздними вечерами, глубоко вглядываясь в суть. Хотя от природы я не был быстрым и ловким, я тайно полюбил боевой путь, поэтому добрался до верного Пути к Истине. Я записал большинство дневных занятий моего учителя и соединил их в книгу. Эти наставления в равной степени принесут пользу и мне, и остальным. Я не смею быть эгоистом и люди, преследующие те же цели, что и я, ощутят эту пользу, эти слова не уйдут в пустоту. Это мое предисловие.

   18- й год Китай (1928 год)
   Ван Юсэн из деревни Шеньсянь
Глава 1. Изменение силы (отрывок)

Чтобы достигнуть успеха в боевых искусствах, каждый должен пройти через изменение своей силы при помощи Чжан чжуан , являющегося основой, точкой отправления. Это означает преобразование слабости в силу, неповоротливости – в подвижность.
Подобно ученику Чань ( дзен), начинающему с религиозных учений, развивающемуся в покое и тишине, проницательному, находящему очевидным главную роль духа, понимающему пустоту и затем в итоге достигающему высочайших ступеней… только тогда можно изучать Дао. Чань (дзен)  есть боевое искусство.
После 10- дневной тренировки ученик сможет ощутить первый результат. Словами невозможно описать это чудо. То, чего следует избегать в течение большей части изучения Чжан чжуан, это использование мышечной силы тела и ума (здесь говорится о грубой мышечной силы нетренированного ученика, а не о том, что мышцы не используются вообще.). Использование мышечной силы делает Ци вялым, вялое Ци тормозит сознание (осознанность), затем же ломается дух, ну а сломанный дух приводит к глупости.

Глава 2. Тренировка мышц, связок и костей (отрывок)

Сила идет от костей и создается мышцами и связками. Когда мышцы со связками растягиваются, то сила велика; когда кости крепкие, то мышцы и связки более подвижны. Поддерживая голову, сомкните зубы. Вы ощущаете силу в стопах (источник разрушающей силы), 6 центров параллельны один другому (центры ладоней, ступней, центр тела, а также макушка), грудь и спина должны быть округлы (широкие мышцы спины очень сильны), тогда свободно проявляется Ци. Руки должны быть раскрыты высоко в стороны и находиться на одном уровне.
Ноги используют поднятие, удержание, опускание, сжатие, расширение, внезапное проявление силы, скручивание ее или свертывание. Плечи расслаблены, бедра опущены, крестец держится прямо, дух сосредотачивается в верхушки головы, а Ци проходит через 3 барьера ( Вэйлюйгуань у крестца, Цзяцзигуань на спине между лопатками и Юйчженьгуань в голове), проникая в Ваньгун. Кости крепки подобно луку, мышцы и связки растягиваются наподобие тетивы, а руки раскинуты, как стрелы.
Возникновение Ци подобно опускающемуся  дракону, затаившемуся  тигру, вглядывающемуся орлу, оно имеет дух обезьяны, движется подобно кошке или бегущей лошади, шагает, как курица, сжимает  тело, как змея. Глубоко проанализируйте эти ощущения.  
Даже если ваш враг – крупный и очень сильный человек, простым движением пальца можно сдвинуть в сторону 500 кг. Тело подобно колеснице,  Ци подобно пороху, руки – подобны пулям, легкий внутренний импульс – и даже птица не сможет улететь. Будьте осторожны, но смелы, имейте дружелюбную улыбку на лице, но в уме будьте беспощадны.
Мастер Го Юншень всегда говорил, что использование шаблонных форм и шаблонных мыслей ложно. Поэтому навыки уровня «не-ума» так редки.

 
Глава 3 Проявление силы (отрывок)

Каждый удар должен обладать силой. Способ проявления силы – это пустота за пределами жесткого и мягкого, прямого и округлого. Линейное проявление имеет силу защиты и атаки, легкий контакт обладает взрывной силой. Грубая сила имеет прямые формы...
Будьте подобны мириадам нитей мягкого шелка, скрученным между собой, другие люди не могут вас понять, но вы собранны и цельны, подобно прекрасному жеребенку, прыгающему через овраг, наклонившему голову и громко ржущему. Дух сверкает, Ци сильно, разум непоколебим. Будьте, как будто вы  встретили грозного врага, окружены лесом мечей и алебард и горой сабель и секир, но вы таковы, будто больше никого не существует. Тело – натянутый лук или арбалет, руки – стрелы у натянутой тетивы. Толкайте руки внезапно. Так змея ловит свою добычу… Поражайте врага подобно удару молнии. Способ проявления силы не должен быть чрезмерно жестким, так как жесткость ломает легкость, но не должен быть и слишком мягким, так как лишняя мягкость не поможет продвинуться вперед...
 Ученики не должны лениться.
Если в способе того, как достигнуть силы, медленное превосходит быстрое, то нужно быть спокойным, а не нетерпеливым, но важнее всего не использовать грубую силу. Во время занятий вы должны позволить природе самой соединить все части всего тела, чтобы не осталось ни малейшего слабого места. Кости должны быть быстры, мышцы и связки должны растягиваться, тело в покое, кровь течет свободно будто весна, приносящая воду и оживляющая. Только таким путем можно изучать целостность тела и всепроникающую силу. Если вы обеспокоены  только формой движений и их выполнении как основной тренировки, напрасно гоняясь за красивой птицей  и силой речных порогов, тогда поры вашего тела будут закрыты и это заблокирует циркуляцию крови. Смотрите на людей, использующих нетерпеливую грубую силу и вы заметите, что все они без исключения хмурятся и имеют напряженный взгляд, громко топают, сначала задерживают дыхание и после этого только применяют силу. А после того, как они закончили, вы услышите звук глубокого вздоха, сделанного через рот. Они с трудом могут понять, что только что нанесли сильный вред своей энергии. Иногда они затрачивают десятилетия на занятия, но остаются все такими же неуклюжими. Некоторые люди упорно работают сто дней и достигают большого результата, они могут показать, как неправильно выбранный путь вредит людям. Учащиеся должны тщательно следовать описанному методу проявления силы, кто-то может осознать сущность природы естественным путем

Глава 3 Проявление силы (отрывок)

Каждый удар должен обладать силой. Способ проявления силы – это пустота за пределами жесткого и мягкого, прямого и округлого. Линейное проявление имеет силу защиты и атаки, легкий контакт обладает взрывной силой. Грубая сила имеет прямые формы...
Будьте подобны мириадам нитей мягкого шелка, скрученным между собой, другие люди не могут вас понять, но вы собранны и цельны, подобно прекрасному жеребенку, прыгающему через овраг, наклонившему голову и громко ржущему. Дух сверкает, Ци сильно, разум непоколебим. Будьте, как будто вы  встретили грозного врага, окружены лесом мечей и алебард и горой сабель и секир, но вы таковы, будто больше никого не существует. Тело – натянутый лук или арбалет, руки – стрелы у натянутой тетивы. Толкайте руки внезапно. Так змея ловит свою добычу… Поражайте врага подобно удару молнии. Способ проявления силы не должен быть чрезмерно жестким, так как жесткость ломает легкость, но не должен быть и слишком мягким, так как лишняя мягкость не поможет продвинуться вперед...
 Ученики не должны лениться.
Если в способе того, как достигнуть силы, медленное превосходит быстрое, то нужно быть спокойным, а не нетерпеливым, но важнее всего не использовать грубую силу. Во время занятий вы должны позволить природе самой соединить все части всего тела, чтобы не осталось ни малейшего слабого места. Кости должны быть быстры, мышцы и связки должны растягиваться, тело в покое, кровь течет свободно будто весна, приносящая воду и оживляющая. Только таким путем можно изучать целостность тела и всепроникающую силу. Если вы обеспокоены  только формой движений и их выполнении как основной тренировки, напрасно гоняясь за красивой птицей  и силой речных порогов, тогда поры вашего тела будут закрыты и это заблокирует циркуляцию крови. Смотрите на людей, использующих нетерпеливую грубую силу и вы заметите, что все они без исключения хмурятся и имеют напряженный взгляд, громко топают, сначала задерживают дыхание и после этого только применяют силу. А после того, как они закончили, вы услышите звук глубокого вздоха, сделанного через рот. Они с трудом могут понять, что только что нанесли сильный вред своей энергии. Иногда они затрачивают десятилетия на занятия, но остаются все такими же неуклюжими. Некоторые люди упорно работают сто дней и достигают большого результата, они могут показать, как неправильно выбранный путь вредит людям. Учащиеся должны тщательно следовать описанному методу проявления силы, кто-то может осознать сущность природы естественным путем

Глава 4 Тренировка Ци (отрывок)

Конфуций взрастил свой дух и натренировал Ци для того, чтобы обрести способность управлять.  Сяньюань тренировал дух и добился течения Ци для того, чтобы жить счастливо с Дао. Дамо медитировал, пришел на Восток для проповедей, он начал обучение с метода развития сущности и изменения костей и связок, так были созданы Ицюань и Лунху чжуан ( Столб «Тигра и Дракона»), он же был основателем боевых искусств. С древних времен среди знаменитых конфуцианцев, великих мудрецов и воинов-последователей Будды не было ни одного, кто бы не развивал характер, не тренировал Ци или не практиковал бы боевые искусства. Чжуан Цзы говорил: «Боевые искусства истинно позволяют открыть Дао. Хотя они и являются небольшой частью Дао, люди с трудом могут осознать, что теория этого бесконечна. Из всех тех, кто изучает эти искусства, только те, кто имеет естественный сильный дух и не имеют легкомыслия и высокомерия, могут сравниться с мудрецами и великими людьми. Это стоит того, чтобы изучать эти искусства. Искусство тренировки Ци порождает циркуляцию и контроль Ци в качестве результата. Глубокий длинный выдох и короткий вдох в качестве упражнения, непрерывный поток Ци как сущности, слушание Ци (не ушами, а интуитивным восприятием), тишины, пустоты – это итоговые достижения. Передняя сторона – это путь питания Ци, чтобы Ци могло входить внутрь и выходить, задняя сторона – это путь Ци через почки для подъема и опускания.
Глава 5. Питание Ци (отрывок)

Хотя питание и тренировка Ци происходят из одного источника, все же изучение неподвижности и движения природы и жизни, а также мастерства формы и бесформенности имеют различия. Искусство тренировки Ци не идет порознь от природы, искусство питания Ци не отклоняется от жизни, дух – это природа, Ци – это жизненность. Таким образом, питание Ци должно начинаться с определения естественной сущности. Дао чьей-либо природы и жизни не может быть выражено словами. Более того, Дао лежит вне слов, а то, что можно выразить словами – это не Дао.
Глава 6 Взаимосвязь пяти первоэлементов (отрывок)

Пять элементов, прародители рождения и разрушения, то есть источник, из которого происходит несметное множество вещей. Общая традиция гласит: металл рождает воду, вода рождает дерево, дерево – землю, земля – металл, это зовется взаимопорождением. Металл превосходит дерево, дерево превосходит землю, земля превосходит воду, вода – огонь, огонь – металл. Это зовется взаимоуничтожением. Это устаревшая теория едва ли может быть применена к боевому искусству, и кто-либо, попытавшийся применить ее, едва ли осознает сущность боевого искусства. Опять же, говорить о том, что определенная техника порождает другую технику и что она превосходит другую технику – это разумно. Но если ты изучаешь сами принципы и основы боевых техник… когда две руки касаются друг друга, откуда у тебя может быть время на обдумывание?
...Если твой ум принимает решения, разум в раздумьях, если ты говоришь о рутине боевых искусств, их хитростях и упражнениях, то ты не являешься специалистом и не можешь говорить о Боевых Искусствах. То, что зовется пятью боевыми элементами – это сила металла, сила дерева, сила воды, сила огня и сила земли.  То есть все кости крепки как металл и скалы, это характеристика металла, называемая силой металла. Кожа и плоть подобны хлопку, кости и мускулы – стали. Из четырех конечностей и всех костей ничто не прямо и не искривлено, но форма подобна форме дерева. Это характеристики дерева, называемые силой дерева. Действия тела подобны действиям божественного дракона, странствующего в небе, или же свирепой змеи, плывущей в воде.  Подобно потоку воды, движение так же не зафиксировано, оно живо и меняется постоянно, это характеристики воды, называемые силой воды. Посылание рук вперед подобно бросанию бомб, движения внезапны, как будто тело горит, будто оно свирепый гром – это характеристики огня и сила огня. Все тело округло, уравновешено и прочно, разум уравновешен, как высокие горы, нет места, которое бы не показывало способность.. Это характеристики земли и сила земли. Каждое действие и каждое движение должно иметь все 5 сил, это зовется взаимосвязью пяти элементов.
Глава 7 Шесть гармоний (отрывок)

Шесть гармоний могут быть подразделены на внутренние и внешние: гармония сердца и ума, гармония ума и Ци, гармония Ци и силы – это 3 внутренние гармонии. Гармония кистей и стоп, гармония локтей и колен, гармония плеч и бедер – внешние гармонии.
 Глава 8 Стихотворные наставления (отрывок)

Формулы, обличенные в стихи – это суть боя. Если кто-то может видеть то, что скрыто за словами и следовать этому, то он достигнет блестящих результатов. Внимательно чувствуйте запахи и звуки, позвольте сознанию заглянуть внутрь, делайте упражнение длинного выдоха и короткого вдоха через нос, пусть глаза, уши и разум вглядываются внутрь и слушают то, что внутри вас. Когда вы шагаете вперед, то ноги подобны стали или алмазу (проворны и живы, продвигаются вперед и быстро отходят назад, захватывая центр противника). Поднятие, перебрасывание,  удерживание, стягивание, свертывание, толкание, пригибание, поддерживание или скручивание (все движения и неподвижность должны обладать этими силами).
Глава 9 Классические методы бокса ( отрывок)

Все люди разные по своей природе, некоторые умны, некоторые обладают мудростью или силой воли и настойчивостью, некоторые спокойны и тверды, но большинство лживы и коварны. Так как люди разные, действия их тоже различны и поэтому различны и методики боя, некоторые начинаются с фиксации формы, но достигают бесформенности...
...Альтернативные направления влево и вправо подобны входящему в горный лес тигру, воспользуйтесь ситуацией, будьте полны доблести и энергии, тогда вы точно нокаутируете противника. Бейте в центр противника режущим кулаком, захватывайте и отступайте, как тигр. Противник попал в крупные неприятности тогда, когда вы будто встречаете и поворачиваете вспять реки, волнуете моря, тем временем вы будто отдыхаете…

Глава 10 Метод дракона

Существует шесть методов Дракона: Дракон рычит в море, Дракон появляется в небе, Зеленый дракон исследует море, Черный дракон поворачивает реки вспять, Божественный дракон уменьшает свои кости.... Это значит соответственно: быть способным простираться и уменьшаться, быть мягким и твердым, взлетать и падать, прятаться и обнаруживать...

Глава 11 Метод тигра
Существут также 6 методов Тигра: свирепый тигр покидает лес, разъяренный тигр внезапно издает рык, разъяренный тигр ищет гору, голодный тигр разрывает на части свою добычу, свирепый тигр трясет головой, свирепый тигр прыгает через овраг. Поймите естественные нравов и рассудок тигра, будьте могучи и сильны, ударяйте неожиданно и атакуйте направленно, двое клыков опрокидывают горы. Нападайте неожиданно, отступайте неожиданно, не теряйте время, будто вырываете добычу, будто трясете головой, подобно тому, как дикий кот ловит крысу. Используйте удары головой, скрипите зубами, бейте всем телом, поднимите руки для стального удара

Глава 12 Истинный путь Ицюань

Истинный путь Ицюань не лежит за пределами трех старых кулаков и Ци Дракона и Тигра. Ци Дракона и Тигра означают способность, три кулака означают атаку.  Три кулака – это  дробящий кулак, свернутый кулак и ввинчивающийся кулак.