Skip to Content

Стажировка в Китае осень 2009 часть 1. Ни Хао, Пекин!

Пекин был укрыт серым туманом, когда приземлился наш самолет. Встретил нас, как обычно, наш друг и переводчик Кирилл. Незаметно домчались на его машине до проспекта Синцзикоу. Оставив авто на стоянке, прошлись по знакомому маршруту к гостинице. Пока оформлялись, вышел Лаоши Яо Ченжун и мы радостно поприветствовали друг друга, как старые друзья. Поднявшись в тренировочный зал, мы вручили мастеру памятные сувениры и совместно распланировали занятия на период нашего пребывания в Китае. Разменяв в банке доллары на юани, мы заглянули в ресторан. Надо отметить, что у китайцев регламентирован обеденный перерыв и поэтому мы там были одни. Наверно поэтому наш визит обрадовал обслуживающий персонал умеренно. Я вспомнил, что именно здесь великолепно готовят одно из моих любимых блюд - Сыцзидоу, своеобразно приготовленную фасоль. Еще мы заказали лапшу по пекински, Цзян-цзяо (обжаренные пельмени с травяной начинкой), остро приготовленную баранину, медуз с огурцами, которые на удивление оказались довольно жилистыми, рыбу, напоминающую гигантскую кильку в томате и.т.д. Обед оказался очень вкусный, сытный и недорогой. На общую тренировку мы уже не успевали, поэтому прогулялись и отдохнули с дороги. Разница во времени все-таки четыре часа. Да и в самолете особо не поспишь. Вечером я самостоятельно позанимался Ицюань на тренировочной площадке, располагающейся прямо на крыше основного тренировочного зала. Место для практики, на мой взгляд, очень комфортное. Через какое-то время ко мне присоединился хозяин гостиницы, также тренирующийся у нашего Лаоши.
На следующее утро мы приступили к занятиям в мини-группе. Кроме нас еще был один ученик Яо и один японец из Токио.
Начали с самых главных базовых столбов: Ченбао Чжуан, Фуан Чжуан и Тибао Чжуан. Были подробно рассмотрены ключи к этим позициям. В первом я слегка подкорректировал положение своих ладоней, легкий сгиб в суставах больших пальцев, способы расслабления с помощью изменения положения тела и с помощью сознания. Во втором опустил ладони на уровень, находящийся между поясницей и грудью, отработал новый образ с чувством легкого приподнимания ладонями. В третьем также подправил поворот ладоней чуть больше вверх и распределил последовательность вспомогательных образов: удержание снизу легкого шара, связь между ладонями, связь между запястьями и шеей. Направления легких движений в столбах тоже лучше добавлять последовательно. Для себя я еще раз уточнил вопросом к Лаоши чувство легкого вращения во всех суставах и связь между запястьями и шеей. Все остальное не вызвало у мастера нареканий.
Акцент в устных объяснениях мастера был сделан на взращивании объединенной силы всего тела сложением всех векторов во всех направлениях, чувстве противоречивости сил, ощущаемых с помощью воображаемых пружин, цельности тела, достигаемой воображаемыми взаимосвязями между различными частями тела. Постоянно напоминалось, что в силе находится расслабление и наоборот, что в расслаблении есть сила. Во всем необходимо избегать крайностей. Если глаза в процессе столбового стояния устают, то их можно прикрыть и использовать сознание для контроля позиции. Небольшие движения в столбах приводятся в действие сознанием и характеризуются тем, что они или есть, или нет и в любой момент готовы измениться.
Подводя итог практики столбов для начинающих, мастер Яо обратил внимание на три момента:
1. Устранение посторонних мыслей и сосредоточение
2. Все тело должно быть расслаблено, включая внутренние органы, но без вялости
3. Дыхание - естественное, нельзя себя принуждать дышать как-то особенно. Все должно протекать естественно.
Во всех упражнениях (в столбовой работе, перемещениях, Шили) Яо Ченжун обращает внимание на связь между стопами и макушкой головы.
В Пентуй Шили я обратил внимание на очень незначительное опускание рук при толкании вперед. У меня оно было более выражено. Акцент делается на расхождении рук в стороны. Подчеркивалось, что движение в стопах должно присутствовать, но носки или пятки при этом не приподнимаются. Интересно было вместо стандартного образа притапливания доски, надавливать на воображаемые листья лотоса на воде так, чтобы вода не касалась ладоней. Удалось в этом же упражнении уточнить изменения в запястьях. Для начинающих полезно разбивать Шили на два этапа. На первом отработать правильные движения рук, при неподвижном, но правильно выстроенном теле. А на втором добавлять движение тела.
После наших вопросов было указано на основное отличие от основных стилей ушу и Ицюань. Если коротко, то оно заключается в наработке цельности во всем, что мы делаем. Для этого в первую очередь должно быть натяжение пружин между макушкой и стопами. При этом мастер с помощью шеста наглядно продемонстрировал эту идею.
В Бошуй Шили траектория движений рук вызвала некоторые вопросы, но когда я сосредоточился на основной идее этого упражнения и внутренних ощущениях все стало на свои места. При тестировании с партнером было заметно, что при движении рук вниз надо чуть больше задавать раздвигающее усилие в районе локтей. В крайнем нижнем положении плечи достигают боковой линии, но не переходят ее.
После повторения внутренних основ, было приятно вернуться к заботам о бренном теле в ресторане Дунлайшунь. Один из моих любимых и изведанных в Пекине. В этот раз кроме баранины добрались до курятины, мясо которой я предпочитаю. Там же мы отведали мои любимые лепешки, напоминающие чебуреки без мяса, фасоль, приготовленную несколько иначе. Рис удачно оттенил эти яства. На десерт мы отведали большую лепешку с гороховой начинкой. Китайские сладости отличаются от западных, но эта лепешка была отменна.
Вечерняя тренировка в общей группе
Традиционно тренировка начинается без разминки работой в столбе. Обычно это Ченбао Чжуан. Затем перешли к позиции Тича Чжуан (втыкание пальцев). Лаоши обратил внимание, что руки должны располагаться вдоль тела и уточнил некоторые детали.
Затем мы стали работать над Фуан Шили в позиции Пинбу. В этом упражнении происходит более выраженное движение корпуса вперед при поднимании шара, особенно верхней его части. А при опускании шара корпус возвращается в исходное положение с макушечным усилием.
После этого началась более активная часть тренировки: расслабленный выброс силы в упражнении Ся Фали. Внимание акцентировалось на конечном положении ладоней. Центр их направлен вперед-вверх, локти - слегка наружу. Большие, указательные и средние пальцы находятся в "агрессивно" согнутом положении. Важно также энергичное возвратное движение рук в исходное положение. Перед выбросом силы мышцы должны быть расслаблены.
Это же упражнение сделали в боевой позиции и челночном перемещении вперед-назад.
Мастер Яо Ченжуну помогал его сын - Яо Юй. Я с ним знаком с прошлого года. Это достаточно крепкий и дружелюбный молодой человек, уже обладающий приличным мастерством. Достойный продолжатель прямой традиции Ицюань.
На "десерт" - работа в парах. Вот тут уж пришлось попотеть в Туйшоу, периодически увертываясь от пролетающих мимо тел.
Наши спарринг-партнеры пытались проверить из какого теста сделаны эти русские и работали с "восточным коварством". Сам же мастер Яо действует с учениками гораздо тоньше, техничнее, без использования грубой силы. Хотя с опытными и крепкими партнерами он может убедительно показать прикладную технику Ицюань. Со стороны это напоминает игру кошки с мышкой, без единого шанса для последней. У мастера мгновенно меняется энергетическая заряженность. Иногда, кажется, что он уже потерял контроль над собой и вот-вот "размажет" свою "несчастную жертву" по стене. Но+мгновенное переключение и Лаоши уже улыбается. Так же и тигр с одинаковым намерением атакует и огромного буйвола, и маленького кролика.
Продолжение следует...