Skip to Content

СТОЛБОВАЯ РАБОТА

"СТОЛБОВАЯ РАБОТА"

Мое понимание “столбовой работы”.

Мое первое знакомство с Ицюань состоялось во время экспедиции Кшатра 2010 года в индийские Гималаи. В составе нашей группы был Анатолий Криводедов –известный мастер карате, кобудо и официальный представитель Пекинской Академии Ицюань в России. Это была отличная поездка и незабываемые тренировки, а учебным материалом, отснятым в то время, я пользуюсь до сих пор.

]]> ]]>]]>]]>

Чуть позже мои занятия Ицюань продолжились на выездном лагере Ицюань в Крыму и на семинарах, проводимых Анатолием в Москве и Протвино.

]]> ]]>]]>]]>

]]> ]]>]]>]]>

В настоящее время популярность Ицюань неуклонно растет. Связано это с тем, что наконец-то стали доступны действительно серьезные знания о тонкостях внутренней работы и с тем, что методы, применяемые в Ицюань, могут быть использованы для совершенствования техники в самых разных боевых искусствах.

Ицюань, как боевой стиль, остается достаточно сложным для обучения, и связано это с тем, что мы (занимающиеся более “внешними” практиками), как правило, просто не готовы к столь кропотливой работе и таким серьезным усилиям по работе с сознанием, которые требуются уже на первых ступенях занятий Ицюань.

Тем не менее популярность “столбовой” работы уже давно перешагнула границы стиля Ицюань и эта базовая практика используется многими представителями различных стилей боевых искусств.

В этой статье я постараюсь поделиться своим скромным пониманием “столбовой” практики и остановлюсь прежде всего на базовом оздоровительном столбе Чинбао (Чжан) Чжуан и следующем методе Ицюань – Ши ли.

“Столбовая” работа в практике боевых искусств.

Говоря о китайском ушу, принято разделять стили на “внешние” и “внутренние”. Это деление достаточно удобно и понятно, хотя и немного условно. На мой взгляд, cтолб также можно разделить на условно “внешний” и “внутренний”. Как известно, практика столба начинается с выстраивания правильной позиции, способствующей укоренению, расслаблению и циркуляции (крови, лимфы, энергии ци). Вот обяснение базового выстраивания данное Анатолием Криводедовым во время экспедиции Кшатра в 2010 году.

Надо сказать, что в боевых стойках различных стилей боевых искусств и спортивных единоборств от кендо и айкидо до бокса тоже существует определенное выстраивание. Под выстраиванием здесь я понимаю очень тонкую настройку взаимоположений частей тела, позволяющую бойцу эффективно применять тот арсенал техники, которым он владеет. Не секрет, что у каждого, кто занимается серьезно, рано или поздно появляется своя стойка. Даже такие казалось бы угловатые и непрактичные стойки, которые используются в карате или различных “внешних” стилях ушу при должном отношении и должной практике тоже могут стать столбами. Подробнее об этом можно почитать тут.

]]>Секреты киба-дачи или еще раз о пояснице]]>

]]>Удар из Пустоты или секреты киба-дачи. Часть 2]]>

Чинбао чжуан в данном случае можно рассматривать как исходную стойку из которой путем некоторых трансформаций получаются все остальные формы. Во “внутренних” стилях с момента начала занятий Вы начинаете работать над такими нюансами движений, до которых, занимаясь только внешними практиками, можно никогда и не добраться.

]]>]]>

Но, какими бы стилями боевых искусств Вы не занимались, рано или поздно Вы приходите к осознанию важности области “хара” (несколько упрощая, того, что в современном фитнесе называется мышцами кора) для эффективного исполнения тех или иных техник. 

Эта область является ключевой при исполнении практически любых движений, что в западной физической культуре видимо было впервые комплексно осознанно Джозефом Пилатесом основателем одноименной системы тренировок. Несколько упрощенно мышцы кора показаны на этом фото.

 

]]>]]>

Раскрытие поясницы в Чжан чжуан и подкручивание таза в пилатесе является по сути одним и тем же движением, позволяющим включить в работу мышцы кора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Включение в работу мышц кора позволяет объединять движения таза и бедер с движениями плечевого пояса, таким образом и появляется “внешний” столб. Эмпирическим путем это чувство достигается многими практиками боевых искусств и находит свое выражение в различных интересных системах упражнений. На мой взгляд, базовые упражнения для совершенствования техники ударов руками, показанные И. Пепловым и Р. Узуняном на одном из семинаров, не что иное, как великолепный “внешний” столб.

Подобные упражнения демонстрировал Макс Дедик на одном из своих ранних семинаров. На мой взгляд, показана просто великолепная координация и объединение всего тела в одном усилии.

Итак, укоренение и выстраивание позволяет нужным образом координировать движения всего тела. Значит, появляютя упражнения, благодаря которым, эту координацию можно почувствовать. В Ицюань столб является динамическим и задачи правильной координации начинают решаться уже на этом этапе. Следующим упражнением являеются различные варианты ши-ли.

Движения ши-ли тоже, на мой взгляд, можно сравнить с некоторыми интересными упражнениями из других боевых искусств.

Вот как укоренение и выстраивание выглядит в айкидо в исполнении великого Коичи Тохей. Это сорее всего уже можно назвать “внутренним” столбом.

А вот и базовые движения айкидо (которые легко трансформируются в освобождения от захватов и броски) по принципу исполнения, подобные ши-ли. Что мы здесь видим? Великолепный столб и потрясающую по координации передачу усилия от тела в руки.

Отлично владел областью “хара” известный мастер карате Шотокан Тетсухико Асаи. Стабильный корпус, расслабленные и подвижные плечи и отличная координация. Упражнения, которые он показывает по сути очень напоминают то, что мы только что видели.

В илицюань существует интересный комлекс подготовительных упражнений, направленный на “раскрытие суставов”. Под раскрытием в данном случае понимается в первую очередь расслабление и свободная циркуляция энергии, крови, лимфы (а не максимальное развитие подвижности и гибкости, как раскрытие понимается в йоге). Фактически, в данном случае мы также видим динамический столб, включенные в работу мышцы кора и скоординированные благодаря этому движения тазового и плечевого пояса.

Интересно, что вращение в плечевом суставе при “падении” рук в вертикальных махах идентично движению в плечевых суставах при выполнении удара цуки. Таким образом, это “падение” можно использовать, как упражнение для совершенствования цуки и передвижений с укоренением, что я и пытался показать в этом видео, снятом уже достаточно давно. Прошу прощения за то, что размещаю свое исполнения рядом с видео действительно больших мастеров. Делаю это только потому, что считаю данный пример достаточно наглядным (снято видео уже довольно давно и за исключением нескольких нюансов, я и сейчас согласен с тем, что там показано).

До сих пор речь шла о том, как можно выстроить различные движения руками, используя столб. А что же с ударами ногами? На мой взгляд, то что показывает великий мастер кекушинкай карате Ш. Мацуи в следующем видео – это настоящий столб и удары ногами из него. Мы видим расслабление, укоренение и великолепную передачу усилия.

В ицюань и других внутренних стилях боевых искусств существует гораздо более детальное выстраивание в столбах, чем то, что можно почувствовать, выполняя условно “внешний” столб. Поэтому речь и идет в данном случае о гораздо более тонких ощущениях, например, ощущениях энергии. Очень наглядное обяснение самых основ этих ощущений дает А. Скалозуб в этом видео.

В динамичесикх столбах ицюань, уже на первых этапах практики, появляется возможность почувствовать, то о чем сказано выше.

В приведенных примерах я постарался сравнить различные варианты координации, показанные известными представителями боевых искусств, и показать, что так или иначе они основаны на выстраивании, укоренении и управлении мышцами кора (“хара”). Я ни в коем случае не утверждаю, что все показанное – это “одно и тоже”, есть большое количество различных нюансов в выполнении техник. Я постарался обратить внимание на некоторые ключевые общие моменты и обяснить их в понятных мне терминах.

С моей точки зрения, нюансы выстраивания в стобах и чувство передачи усилия, воспитываемые в ши-ли, могут очень основательно углубить и оживить любую “внешнюю” технику не зависимо от того чем Вы занимаетесь: карате или айкидо, дзюдо или какими-то видами ушу и т.д.

При этом я понимаю, что работа предлагаемая в ицюань, это еще более тонкая и глубокая вещь. Приведу здесь небольшую цитату из великолепной статьи Олега Артеменко “Столбовая работа” в тайки-кен и кекусинкай карате”, опубликованной в журнале Додзе (№3/2004(23).

“....внутренний смысл столбв в И-цюань –это, прежде всего, ментальная тренировка с образами, т.е. тренировка воли-намерения. Упражнения же цигун являются вторичными. Благодаря специфиеским методам концентрации и визуализации, в относительно короткие сроки в организме практикующего развивается особенная сила, называемая “ней цзинь” (“внутренняя энергия”), которую с успехом можно применять в боевой практике”.

Столбовая практика и йога.

Различные варианты китайского цигун часто называют даосской йогой. Вопрос взаимодействия и взаимовлияния йоги и китайских практик остается мало изученным. Говоря о даосских и буддистских практиках, их сравниают (или называют йогой) отталкиваясь в основоном от того, что работа с телом и дыханием является во всех этих направлениях инструментом для работы с сознанием.

Это весьма общее замечание, но есть и более конкретные соответствия. Третья ступень йоги – Асана. Процитирую здесь небольшой фрагмент о том, что такое асана из книги Т.К.В. Дешикачара “Сердце йоги”.

“Что такое асана? “Асана” переводится как “поза”. Это слово происходит от санскритского корня “ас” –“ оставаться”, “быть”, “сидеть” или “находиться в определенном положении”. Согласно Йога Сутрам Патанджали асана должна иметь два важных свойства: стхиру и сукху. “Стхира” означает постоянство и бдительность. Под “сукхой” понимается способность чувствовать себя в той или иной позе комфортно. Во время выполнения позы одинаково необходимы оба эти качества. Если мы сидим со скрещенными ногами чтобы сфотографироваться, а потом скорее вытягиваем их, потому что они болят, то тут нет ни сукхи , ни стхиры. Если мы уже достигли устойчивости и бдительности (стхиры), но у нас еще нет удобства и легкости (сукхи), то этого тоже недостаточно. Нам нужно и то и другое, и оба эти свойства должны сохраняться на протяжении определенного периода времени. Если не хватает хотя бы одного из них, значит, то что мы делаем, - это не асана. Принцип йоги, о котором мы говорим, соблюдается только тогда, когда со временем мы начинаем выполнять асану сосредоточено и спокойно”.

Перечисленные выше требования (стхира и сукха) как нельзя лучше соответствуют основным правилам столбовой работы. Исторические данные свидетельствуют о том, что в изначальной йоге было небольшое количество асан. Постепенно количество асан увеличивалось, а сами асаны усложнялись. К настоящему времени в йоге существует огромное разнообразие асан к подавляющему большинству которых невероятно сложно применить принципы стхира и сукха.

В этом смысле столб можно считать “простой” асаной, позволяющей почувствовать, как именно необходимо углубляться в практике асан.

Выскажу и еще одно несколько смелое предположение. В столбе мы ищем равновесие между силами Инь и Ян, между мышцами и связками передней и задней поверхности тела и т.д. Полусогнутое положение рук и ног, расслабленная грудь – являются необходимыми условиями свободной циркуляции ци, в асанх йоги очень много жестких углов, одни мышцы и связки максимально расслаблены, другие напряжены и т.д. С “китайской” точки зрения такие позиции способствуют блокированию энергии в соответствующих частях тела. Но на этот вопрос можно взглянуть и с другой точки зрения. Асаны способствуют равномерному развитию всего тела, всех его частей, в асанх мы также ищем баланс между силой и гибкостью. Тадасана (самастхити), как и столб для китайских практик тоже может считаться базовой асаной из котрой возникают все остальные формы. В тадасане тело абсолютно выпрямлено и вытянуто, что с даосской точки зрения возможно является условием, блокирующем свободный ток энергии. Но, если тело подготовлено, все его части одинаково развиты, подвижны и сильны – тадасана может стать естественной и удобной, энергия может циркулировать, а не блокироваться. Такая тадасана становится основой других поз йоги. Частично эту идею может продемонстрировать следующее видео, где сравнивается выстраивание в столбе с выстраиванием в йоге (вторая часть видео с основателем системы Будокон К. Шейном).

“Столбовая работа” и мой личный опыт.

Исходя из всего вышесказанного, может создастся впечатление, что я несколько преувеличиваю или абсолютизирую “столбовую работу”. На самом деле это не совсем так. Все традиционные методы тренировок особенно хороши тогда, когда применяются точно так, как предписывает традиция, т.е . в нужных пропорциях и с правильным сочетанием с другими тренировочными методами.

Особенность нашей (“западной”) практики, часто заключается в том, что мы смешиваем то, что раньше не было смешано, мы придумываем свои объясненеия, наполняем все каким-то своим смыслом. Так сложилось исторически и, возможно, это неплохо.

В этой связи не могу здесь не привести любопытное объяснение “столбовой работы”, услышанное мной в личной беседе с одним моим собеседником, имеющим весьма серьезный опыт личной практики йоги и цигун.

Сейчас очень много говорят о СТОЛБЕ.... а знаешь, в Китае часто бывало так, что приходил ученик к мастеру (или родители отправляли), а ученик глуповат, простоват, вообще из глубокой деревни, да еще и без денег... А мастер занят, у него работа, семья, да еще ученики, которые как-то платить могут... Вот он и говорит такому ученику: “Значит так, стой столбом вот так два часа, я потом подойду проверю”.

Думаю, что и такое бывало, но тем не менее это не противоречит тому, что “столбовая работа” – это глубокая практика. Точнее, она может стать очень серьезной практикой.

Относительно своего скромного опыта я могу сказать следующее:

  1. Благодаря “столбовой работе” я понял истинное значение пословицы, приведенной когда-то в знамеитой книге А. Долина “Кэмпо – традиция боевых искусств”, кажется она звучала примерно так: “Сначала научись стоять, а потом научись ходить”.
  2. Также благодаря столбу я понял на сколько глубокой может стать асасна.
  3. Однажды я заработал очень серьезное защемление нерва в поясничном отделе позвоночника, стараясь выполнить асану, в которой мне еще далеко до выполнения требований “стхира” и “сукха”. Вечером я сползал с кровати, так как встать не было никакой возможности, утром было примерно то же самое. Утром вместо активной разминки я простоял в различных вариантах оздоровительных столбов около 45 минут, вытягивая поясницу. В этот день вся боль из поясницы ушла и я вернулся к нормальному режиму тренировок.
  4. В настоящее время я стараюсь оживлять всю свою технику, используя ощущения полученные благодаря занятиям ицюань, что и нашло свое выражение в семинаре проведенным совместно с Олегом Ткаченко (3 дан Айкидо Айкикай) “Кихон и Цигун”.

оригинал статьи доступен по адресу: http://yoga-warrior.ru/teoriya_i_praktika/joga_i_boevye_iskusstva/stolbovaya_rabota