Skip to Content

"Беседа руками" с Чемпионом Мира

Максим ДедикВыехав из Протвино в Москву сразу после занятия со своими друзьями инструкторами 10-го января я договорился о встрече с Максимом Дедиком. Максим пригласил меня к себе в гости, и так как мне рано утром надо было быть в аэропорту, то это предложение пришлось как нельзя кстати. Интересно было посмотреть на сына Максима, про которого он так много рассказывал. Несмотря на совсем ещё младенческий возраст, Богдан уверенно наносил размашистые удары руками и прямой удар ногой. При этом он сам стойко держал чувствительные похлопывания отца и его тычки кулаком. Было впечатление, что он вообще не обращает внимание на такие мелочи.
Во время ужина пообщались и с женой Максима Ольгой. Ольга, молодая симпатичная девушка, увлекается йогой. В беседе мне было интересно узнать разницу между направлениями Аштанга и Аенгарда. По описанию Ольги я понял, что по большому вниманию к точному выстраиванию тела до самых тонких мелочей Аенгарда йога схожа с Ицюань. Всё больше узнаю нового о йоге.
После вкусного ужина, пары чашечек саке и чая Максим предложил мне партию в Го. Наслышан об этой игре, но ещё не разу не пробовал играть. Легенды, отражённые в древних китайских летописях, относят появление Го к третьему или началу второго тысячелетия до нашей эры, приписывая её создание одному из легендарных китайских императоров или их ближайшим придворным. Интересно, что как и очень многие вещи Го стало широко известно уже в Японии. Го является одной из наиболее распространённых настольных игр на Земле. На 2000 год в мире играло в го около 27 миллионов человек. Старые китайские названия - Вэйци, И (только другой иероглиф в отличии от иероглифа "И" в названии Ицюань). Ещё одно распространённое образное название го в Китае — «беседа рук» или «разговор руками» (кит. трад. 手談, упр. 手谈, пиньинь shǒu tán, по лаовайски - шоу тань) отражает специфику игры как диалога, в котором общаются не люди, а их руки, опускающие на доску камни. Есть карате ("пустая рука" - корни из Китая) и есть ("беседующие руки" - корни всё оттуда же). Ну и есть японский аналог Ицюань - Тайкикен, который благодаря усилиям Хацуо Роямы в настоящее время даже больше известен, чем китайский первоисточник. Каждому своё, но восхождение к источнику, на мой взгляд, ключ к глубокому пониманию вещей.
Хотя правила Го немногочисленны и просты, стратегия игры невероятно сложна. Го — это игра в чём-то схожа с шахматами или шашками, но по количеству возможных позиций и различных партий она далеко превосходит все эти игры (уже хотя бы потому, что ходы могут делаться в любом месте доски, а сама доска по числу пунктов более чем вчетверо превышает стандартную шахматную). При этом сложность игры не чисто механическая, заключающаяся в большом количестве вариантов: Го содержит воистину огромное количество важных стратегических аспектов, некоторые из которых сложно даже понять, не говоря уже о том, чтобы анализировать.
Примерно в XVI веке японцы формализовали методику обучения и ранги игроков, обозначающие их силу в Го. Японская система рангов Го является наиболее распространённой. Она похожа на применяемую в боевых искусствах:
Начинающие игроки получают ранг 25—30 кю. 30 кю соответствует уровню игрока, который выучил правила, но не сыграл ещё ни одной партии. По мере того как игрок становится сильнее, его ранг кю уменьшается. Те, кто увлекается Го всерьёз, в конце концов достигают ранга 1 кю. Обычно на начальных стадиях обучение проходит быстро и большинство доходят до 8—12 кю за несколько месяцев.
Дедик и КриводедовИгроки, превосходящие ранг первого кю, получают ранг 1 дан (сёдан с японского). При дальнейшем росте мастерства игры, ранг дан растёт, в отличие от кю. Традиционный предел — 9 дан, дающийся истинным мастерам. Существует также понятие «10 дан» («Дзюдан»), но это уже не ранг, указывающий на мастерство игрока, а один из титулов.
Вам это ничего не напоминает? Добавлю, что есть профессионалы Го, проводятся Чемпионаты Мира, Европы.
После вводного инструктажа мы приступили к "боевым действиям". Мои камни с завидной регулярностью попадали то в одну ловушку, то в другую. Максим же терпеливо объяснял мне основные стратегии. В итоге примерно через час стало выясняться, что скорее всего такими темпами я проиграю. И получив заверения, что я ещё довольно неплохо сопротивлялся мы отложили игру и занялись корректировкой столбовой работы. Я обратил внимание, что Максим всё больше и больше уделяет внимание Ицюань. Это было заметно. Выстраивание спины не вызвало нареканий. Оставалось подправить положение и рук и попытаться снизить мышечный тонус. Остальная корректировка была связана со своеобразной динамикой столба - движением без движения. То что называется в Ицюань "достижением внутреннего движения при внешней неподвижности". Здесь кроется много тонкостей, которые нужно передавать индивидуально. Ни по каким книжкам и фильмам этому не научиться. Кроме того я поделился личным опытом, который может пригодиться в практике. Мы наметили тот объём, который Максим проделает до нашей следующей встречи. В целом продвижение видно невооружённым взглядом.
Незаметно я начал вставлять в свои пояснения понятия Го. Там есть стратегия целостности, которая охватывается "видением". Есть чувство контуров и пространства. Есть "земля", "небо" и "дыхание". Есть понимание главного и второстепенного. Мне понравилось образное описание мира и действия этими категориями. Думаю, что в следующий раз я дам настоящий бой в Го Максиму. Символично всё это. В молодости мы бились с ним на татами, а став зрелыми общаемся посредством Го и Ицюань. Замечательная получилась встреча и общение. Буду рад, если мой опыт в Ицюань поможет Максиму в его Пути!