Skip to Content

Шили - проба сил и карате.

ши ли

Поверхностный взгляд на Ицюань ассоциируется в первую очередь со столбовой практикой. Последующие методы зачастую незаслуженно оказываются в тени. Но здравый смысл подсказывает, что только с помощью "столбов" не научишься боевому применению против соперника, реально наносящего удары. И следующий метод - Шили, логично вытекает из Чжан Чжуан, как ручей из источника. Точно также как этот небольшой ручей превращается в полноводную реку, в Шили мы разворачиваем столбы в текучие движения. Наша задача - прочувствовать целостную текучую силу в непрерывном движении. Можно сказать, что Шили - это мультиплицированные "столбы" или статика, растянутая в пространстве. С одной стороны есть движение, а с другой мы каждое мгновенье как будто останавливаемся. И каждая остановка и есть "столб". В столбах проявление внешнего движения стремится к нулю, но достигается внутреннее движение. Осознание этого движения и целостного восприятия себя ключ для последующих методов. В Шили мы реализуем внутреннее движение во вне. Конечно можно имитировать медленные движения наподобие форм Тайцзицюань, по большей части утратившего свою боевую эффективность в современном мире. Но это будет именно имитация, не подкреплённая реальной силой. В системе Ицюань сразу заостряют внимания на том, что искомая "внутренняя сила" должна обладать реальной мощью. Для этого сразу с помощью наставника или партнёра делают тестирование. Очаговая и закрепощённая сила подобно крупным камешкам остаётся в сите, а текучая и целостная сила проходит сквозь ячейки. Важный момент состоит в том, что наращивать (просеивать) новую силу надо очень аккуратно. И для этого на первом этапе стараются использовать как можно меньше мышечного напряжения. Это спокойное течение ручья не должно прерываться от источника и до самого океана, просто чем дальше, тем больше сила потока. Этот поток - целостная сила, сотканная из противоречий. Противоречивость силы означает, что в любое мгновенье можно изменить её направление. В Кёкусинкай наиболее близкое соприкосновение с сутью Шили проявляется в Ката Тэнсё. И более широко развёрнутые амплитуды движений по сравнению с тем же Ката в Годзю-рю, на мой взгляд, объясняется именно с позиций схожести с принципами Шили. Дело в том, что этот метод реализует в базовом варианте максимальную амплитуду движения. При том, что на продвинутом уровне практикуются изменения по амплитуде, скорости и направлениям.
ицюань ши ли каратеУмышленно в Ицюань берётся минимальное количество форм внешних движений, чтобы сосредоточиться на качестве и глубине. Согласитесь, что когда вы получили ограниченный запас от источника, то лучше сделать минимальное количество желобков по которым потечёт сила. В дальнейшем можно будет постоянно углублять эти каналы и наращивать мощь потока. А если сразу сделать целую сеть каналов, то источник не сможет их напитать. Именно по этим причинам, допустим, в карате начинают с ограниченного количества базовых техник и простых Ката. А мастера зачастую видят ценность в простых, но глубоких Ката, таких например, как Сантин-но-ката. В Ицюань просто пошли дальше и вообще отказались от формальных комплексов в пользу взращивания осознанной силы всего тела и отработки её в ограниченном количестве техник (каналов).
Всего существует чуть более десятка основных видов Шили, но количество интерпретаций огромно. Ситуация схожа с боксом, где ограниченный и хорошо проработанный арсенал даёт возможность бесконечному числу комбинаций. Почему диапазон базовых техник всё-таки шире, чем в том же боксе? Потому что Ицюань не связан спортивными правилами.
Итак, Шили реализует потенциальную силу "столбов" в динамике. И Тэнсё и Сантин-но-ката - это Шили для карате.