Skip to Content

Китайско-японско-русская линия передачи Ицюань. Часть 1.

Рояма кумитэ

Говоря про Ицюань трудно пройти мимо такого имени в Кёкусинкай как Хацуо Рояма. Я сам в своё время был вдохновлён на изучение этого стиля Ушу, прочитав про загадочное искусство, которое этот мастер изучал на стыке двух восточных культур. Да и не я один был такой. Рояма прошёл достаточно трудный и интересный путь в каратэ. Как попала китайская техника боя и поддержания себя в великолепной форме к этому мастеру? Известно, что учился он у японского мастера Кенъичи Саваи, а тот в свою очередь был учеником самого основателя Ицюань Ван Сянчжая. Если быть точным, то непосредственно занимался с японцем Яо Цзунсунь, официальный преемник основателя и отец моего лаоши. После отъезда в Японию Саваи создал своё направление на основе тех знаний, которые он обрёл в Китае. Заслуга Роямы в том, что он своими статьями, а затем и вышедшей на русском языке книгой приоткрыл завесу над японской версией Ицюань. На протяжении вот уже полутора десятков лет имя Роямы Хацуо связано с Россией и с развитием российского каратэ. Вот такая связь вышла межкультурная.

Какое-то время попробовав заниматься по книжным описаниям японской версии с весёлыми картинками, я затем плюнул на этот Сизифов труд и начал искать первоисточники в Поднебесной. Помню даже показывал книгу Роямы Ван Юнсяню, а он мне рассказывал как на деле проходил поединок Кенъичи Саваи и Ван Сянчжая. Тем не менее идеи мастера живут и побеждают. Поэтому я предпринял попытку посмотреть на Ицюань через эту самобытную призму. Или наоборот...
Итак, для начала познакомимся с выдержками из книги Хацуо Рояма "Моя жизнь - каратэ". Затем практически окунёмся в идеи мастера. Сравним всё это с тем, что закладывалось в Ицюань изначально и тем, как развивается стиль в современном Китае.

Встреча в парке: Саваи. К. и Рояма. Х.
Автор: Рояма Хацуо

В то время я был без ума от кикбокса и отдавался ему полностью. Но все же каратэ забыть не мог. Продолжая заниматься кикбоксом, я все так же много спорил о технике каратэ со своими одногодками и младшими товарищами из Кёкусинкай, которые часто захаживали ко мне.
Тогда я жил в местечке Экода в районе Нэрима, где снимал квартиру неподалеку от станции по линии Сэйбу. В то время я тренировался каждый день, с утра до вечера. Однажды, я как обычно после утреннего кросса отрабатывал приемы кикбокса в парке, находящемся рядом с большой больницей под названием «Государственный санаторий Накано». Я проводил «бой с тенью». Был разгар лета, я обливался потом; в ушах стоял звон от пения цикад.
Неожиданно я заметил, что какой-то старик внимательно следит за мной. Я был поглощен тренировкой и сперва не обратил на него внимания, но его взгляд был таким настойчивым, что мне пришлось посмотреть в его сторону. И вдруг я узнал в нем учителя Саваи. Оказалось, дом учителя находился неподалеку отсюда, и, видимо, он просто вышел на прогулку.
Учитель Саваи был известным мастером китайского Кэмпо, я много раз видел его в Кёкусинкай, но говорить с ним мне ни разу не приходилось. О том, что он уже в возрасте, можно было судить лишь только по тому, что его называли «Сэнсэй». В то время, я думаю, учителю было около 65 лет, хотя и выглядел он значительно моложе.
В этот день учитель Саваи спросил меня что-то, вроде: » Я тебя видел в Кёкусинкай, а чем же ты сейчас занимаешься?»
Сила «КИ»
Конечно же, я знал, что учителя Саваи считают мастером китайского Кэмпо, но сам в это не верил, решив, что все это сказки.
В тот момент я даже не прервал тренировки и, продолжая двигаться в том же темпе, все же решил на всякий случай послушать, что еще скажет учитель. Вдруг он сказал: «Сколько бы ты ни старался, так у тебя все равно ничего не получится». Я внутренне насторожился, но ответил, что занимаюсь кикбоксом и немного объяснил ему технику. На это учитель сказал примерно следующее: «Я очень сомневаюсь, что ты и молодежь, вроде тебя сможет точно так же тренироваться, достигнув моих лет. Я раньше был в Китае и знаю, что в его южной части есть множество школ Кэмпо, похожих на кикбокс. Там очень эффектные техники, но ни одна из этих техник, будь то даже многократные сальто в воздухе с ударами ногами, не устоит перед мастером внутреннего стиля» (яп. Найка-кэн; кит. Нэйдзя-цюанъ)
Я еще не понимал о чем говорит учитель и решил, что он просто «мастер поболтать». «Я вижу, ты серьезно занимаешься, давай-ка я тебе покажу одну штуку,
— сказал сэнсэй и закатал рукава с явным намерением поспарринговать.
— Ты видно умеешь сильно бить ногами, а ну-ка попробуй, ударь меня со всей силы».
Для меня это было неожиданностью, да и разве мог я ударить старика со всей силы. Я решил ударить легонько его и нанес круговой удар ногой мавасигэри. Учитель тут же присел и вошел в ближний бой. Он в мгновение ока оказался прямо передо мной.
Когда я пришел в себя, то, обнаружил, что сижу на земле. Я совершенно не понял, как это у него получилось, и у меня взыграло самолюбие. Да и как же иначе, я был повержен стариком! Это позор для имени Араси Горо. Меня задело за живое. Тогда я нанес прямой удар ногой маэгэри. Сэнсэй вдруг немного присел и как бы шлепком сверху сбил рукой мой удар. При этом удар его даже не задел.
- Теперь попробуй ударить меня кулаком.
Я не мог допустить, чтобы меня дурачили, и подумал, что если я даже сильно ударю его в живот, то ничего особенного не случится и ударил со всей силы. В тот, момент, когда я нанес удар, он сблокировал его так, что меня развернуло спиной к нему. От обиды у меня даже захватило дух. Тогда сэнсэй сказал: «В атаке и защите существует такое понятие, как «РИ» (принцип; закон природы). Все в мире должно подчиняться этому закону. Если подчиняться закону, то ты так же, как и я даже в возрасте не будешь чахнуть, а наоборот, с каждым годом будешь становиться все более и более зрелым. Это и есть настоящее искусство».
Но я уже был вне себя от злости. Куда мне было прислушиваться к его словам, когда я постоянно думал о том, какую технику он использует. Вдруг сэнсэй сказал: «Похоже, ты никак в это не можешь поверить, давай-ка я тебе покажу, что такое «КИ». А ну-ка схвати меня со всей силы», — и с этими словами он протянул мне руку.
Во мне взыграло самолюбие, и я изо всех сил двумя руками схватил его руку. Я подумал, что он, скорее всего, применит какой-нибудь прием из Айки-до, поэтому я немного присел и схватил его так, чтобы он не мог двинуться ни вверх, ни вниз, ни вправо, ни влево. Тут он Спросил: «Ну что, ты готов?». Это меня еще больше разозлило, и я напрягся до предела. Вдруг учитель издал Короткий крик (киай), исходивший, казалось, откуда-то из низа его живота, и, не применяя никаких контрприемов, с неимоверной силой сорвал мои руки.
- Это и есть сила «КИ».
Я никак не мог понять, что же происходит.
- Ты, похоже, опять ничего не понял. Хорошо, сейчас Я ударю тебя кулаком, а ты просто постарайся выдержать мой удар.
Затем мастер прикоснулся кулаком к моему животу и, как и раньше вскрикнув, нанес легкий удар. Его рука пронзила мой живот, так что заболела спина. Я инстинктивно схватился за живот и застонал. Он подождал, пока я перестану стонать и в этот раз схватил меня за руку и легонько потянул на себя. От одного этого легкого рывка я почувствовал ужасную боль в шейных позвонках. Тогда я почувствовал его ужасную силу, которую нельзя выразить словами.
- Я думаю, теперь ты понял, что такое сила «КИ». Чтобы повалить противника, не нужна сила, поднимающая 100 или 200-килограммовые штанги. Короче говоря, если ты овладеешь мгновенной взрывной энергией, то этого будет вполне достаточно. Эта энергия «КИ» быстра, словно молния, это удивительная сила, я раньше о ней тоже не знал. Впервые я узнал о силе «КИ» в Китае после того, как вступил в поединок с великим мастером китайского кэмпо Ван Сян-чжаем и проиграл ему.
- Люди, на самом деле, обладают огромной силой, которая проявляется в экстремальных ситуациях, это так называемая спонтанная энергия. Каждый из нас обладает такой силой, что и сам себе представить не может. И если эту силу развивать длительными упражнениями, то можно научиться сознательно пользоваться еще более мощными энергиями.
- Однако чтобы научиться пользоваться этой энергией, самому способному, потребуется минимум пять лет, другим десять, двадцать лет, а многим на это и жизни не хватит.
- Если ты когда-нибудь познаешь эту энергию, то так же, как и я с годами не будешь стареть и не узнаешь, что такое дряхлость, — сказал учитель.
Выход из мрака
В этот день после встречи с учителем Саваи я впервые почувствовал, что охватывающие меня до сих пор сомнения рассеялись.
Я узнал, что разнице в физической силе может противостоять сила «КИ», и был на седьмом небе от счастья. Я тут же попросился в ученики, и, к моей великой радости, учитель согласился.
У меня было такое ощущение, будто я, наконец, вышел из тьмы на яркий солнечный свет. Я на себе почувствовал правдивость рассказов о знаменитых людях и мастерах, которые мне так часто приходилось слышать раньше. Я тут же поставил перед собой вполне конкретную цель. Думаю, не будет преувеличением сказать, что в моих занятиях каратэ это был «день второго рождения». Именно в этот день я решил посвятить свою жизнь учению. Была осень 1967 года, мне должно было исполниться 20 лет.
После этой встречи с учителем Саваи, я снова воодушевился и решил учиться, чего бы это ни стоило. Фактически, я уже не мог больше ни о чем другом думать. Я видел цель и шел к ней. Само собой разумеется, что к кикбоксу я охладел. За эти три месяца занятий кикбоксом я приобрел ценный опыт, но все же решил уйти из него. Конечно же, обо всем этом я рассказал директору Арасида, который отнесся ко мне с пониманием.
Поступление на работу и утренние тренировки
До сих пор я зарабатывал себе на жизнь, работая инструктором в Кёкусинкай, и кикбоксом, но подвернулся случай, и я решил поступить на фирму и продолжать упорно тренироваться. Это была одна из фирм по продаже недвижимости, которая находилась в районе Нэри-ма (Один из районов Токио), где кроме работы водителя, мне приходилось выполнять и другие всевозможные поручения. Помниться моя зарплата по тем временам составляла около 30 000 иен.
Я вскакивал с постели в 5.30 утра и тут же шел в синтоистский храм Мэйдзи, где проводил утреннюю тренировку. После тренировки я шел на станцию и в буфете, стоя, ел соба. Потом, заехав на фирму, садился в машину и ехал к дому директора. Так как мне раньше не приходилось работать в фирме, я, кажется, доставлял им немало хлопот.
Утром, начав тренироваться, я частенько так увлекался, что забывал о времени и полностью погружался в тренировку, а когда приходил в себя, то обнаруживал, что уже давно перевалило за девять. Тогда, второпях, даже не поев соба, я бежал на фирму, и часто бывало, что директор, которого я должен был привезти, уже давно был на месте. Но даже в такие моменты я ни разу не смог сказать: «Извините». Сейчас я понимаю, каким тогда я был мальчишкой.
Чтобы я ни делал, был ли я на работе или просто дремал, голова была забита одним – каратэ. Можно сказать, что я непрерывно тренировался. Часто бывало, дадут мне какое-нибудь поручение, и пока я находился в фирме, я еще о нем помнил, но стоило мне выйти на улицу, как я сразу забывал по какому делу вышел. Это был просто какой-то анекдот. Удивляюсь, как меня не уволили?
Упражнения Рицудзэн, Хаи и Хацукэй
Тренировка состояла лишь из двух упражнений — » Рицудзэн » и «Хай», не потому, что меня больше ничему не учили, просто кроме этого больше ничего нет.
Рицудзэн выполняется следующим образом: следует присесть, свести колени во внутрь и немного приподнять пятки. При этом центр тяжести следует перенести на большие пальцы обеих ног, что довольно неприятно. В тот же момент тело надо выпрямить и сделать руками круг, как будто охватываешь большой мяч.
На первый взгляд это упражнение кажется очень простым, но на самом деле выполнять его очень тяжело. После первых пяти минут ноги начинают дрожать и даже после окончания упражнения эта дрожь не проходит.
Сперва меня заставили стоять в Рицудзэн по 15 минут. Учитель брал часы, становился рядом со мной и засекал время. После того как проходили 15 минут, я заканчивал стоять в Рицудзэн и тут же переходил к упражнению Хацукэй.
Словом Хацукэй называют метод взрывного выбрасывания «КИ», накопленной внизу живота, используя методику Ци-гун. Может это звучит очень сложно, но в действительности ничего сложного нет. Просто нужно полностью расслабиться и крикнуть киай, словно что-то выдавливаешь из низа живота и мгновенно напрячься. В этот момент следует поставить руки так, будто давишь на что-то сверху и взрывом выбросить «КИ», пропустив ее через ладони. В зависимости от настроения можно приложить руки, например, к дереву и давить на него. При этом нужно вложить силу в низ живота и выдавить ее коротким криком киай, ни в коем случае не должно контролироваться сознанием. Крик должен быть не насильственным, а получаться естественно, как бы сам собой. Это упражнение можно проделать пять или шесть раз, все зависит от настроения. Однако это упражнение начинают делать, когда уже накоплен некоторый опыт. Если его начать делать сразу, то можно повредить внутренние органы.
После окончания этого упражнения переходят к «Хай». Хай буквально означает «ползать», т.е. медленно продвигаться вперед по поверхности земли, как бы ползая по Хей, и затем точно так же медленно двигаться назад. При исполнении этого упражнения следует выпрямить спину, высоко поднять обе руки, глубоко присесть и передвигаться, как в замедленной съемке.
Я думаю, вы поймете насколько это трудно, если попробуете сделать такое упражнение сами. Передвигаться нужно медленно в полуприседе, от этого ноги и поясница начинают сильно болеть. При каждом шаге вес тела полностью переносится на одну из ног. Чтобы это представить, вспомните, как трудно медленно передвигаться в кокуцу-дачи.
Собственно, это и есть суть системы кэмпо Тайсэй, которую учитель Саваи изучал в Китае. Только эти упражнения делают по несколько лет, по несколько десятков лет. Многие, скорее всего, подумают, что нельзя стать сильным, повторяя только одно лишь это. Но учитель Саваи говорил, что когда в Китае он занимался у мастера Ван Сян-чжай, его заставляли делать лишь только один Рицудзэн на протяжении трех лет. Вот, что рассказывал мне Учитель Саваи о старом мастере Ван Сян-чжай:
- Знаешь, Рояма, он был ужасно силен. Мне никогда раньше не приходилось встречаться с таким сильным учителем. Я ведь еще до того, как поехал в Китай, уже очень много занимался боевыми искусствами в Японии, и не могу сказать, что плохо в них разбирался. По дзюдо я тогда имел пятый дан. Со мной довольно долго занимались учителя Мифунэ и Токумихо. Я так же был значительно продвинут и в иаи-до. Я был абсолютно уверен в своих силах. И при всем этом, мой низкорослый учитель, только я стал с ним в спарринг, побил меня, как ребенка. Если бы я просто проиграл, это было бы еще полбеды, но то, как я проиграл, переходило все границы. В то время мне было 30 лет, а учителю Вану 60. Это был период моего расцвета, Учитель провел поединки во всех районах Китая и ни разу не проиграл, его воспевали в стихах:
«Пройдет полшага — крушит горы, Махнет рукой — разрушит мир».
После того, как старый учитель Ван изучил стиль Синъи под руководством известного мастера стиля Синъи по имени Го Юнь Шэнь, обладающего ужасающей силой, он создал новый стиль — Дачэн-цюань (яп. Тай-сэйкэн).
- Ты знаешь, этот учитель Ван Сян-чжай на самом деле был очень маленьким. Когда я пожимал его тонкую руку, то казалось, что это рука ребенка. Но когда он приглашал меня с ним спарринговать, мне становилось очень страшно.
- В спарринге он не смотрел в мою сторону, закатывал глаза и втягивал голову словно черепаха. Когда я наносил удар рукой, то никогда не мог понять, как он его блокирует, иногда мне даже казалось, что его руки смазаны птичьим клеем, он как магнитом притягивал меня и затем резко дергал. Меня словно волной сбивало; обмотанное вокруг головы полотенце улетало словно диск. Шея болела невыносимо.
- При этом учитель обязательно меня поддерживал, не давая упасть.
Познаешь отрешенность — постигнешь истинное искусство