Skip to Content

тайкикен

Китайско-японско-русская линия передачи Ицюань. Часть 2.

Рояма

В Китае так почитают мастеров боевых искусств, что мы, японцы, не можем даже этого себе представить. Поэтому говорят, что японец практически не может поступить в ученики к известному мастеру китайского кэмпо. Учитель Саваи рассказывал, что после проигрыша старому мастеру Ван Сян-чжаю он около месяца приходил к дому старого учителя и был принят в ученики только после того, как написал прошение кровью.
Учитель в Китае никогда ничего не объясняет даже китайцам, но учителю Вану так понравился характер и усердие Саваи-сэнсэя, что он потом занимался с ним отдельно. Учитель Ван Сян-чжай показывался на тренировках лишь раз в неделю. Но, даже придя на тренировку, он просто молча обходил вокруг площадки и, не сказав ни слова, уходил. Я стоял в Рицудзэн на протяжении трех лет, и за это время он ни разу не сказал мне, что хорошо, а что плохо.
- Он просто сказал: «Стой», — и даже не объяснил зачем. После этого он ни разу ко мне не подошел. Но сколько бы учитель ни говорил: «Делай», а прошел год, второй, и терпение у меня лопнуло. Зачем делать это бессмысленное упражнение, что оно может дать? — думал я. Но, с другой стороны, то, что я никогда не брошу занятий было написано кровью, и я продолжал тренироваться. Иногда, правда, я думал, — все, сегодня или завтра точно брошу.
- Так вот, слушай. С моим организмом вдруг начали происходить какие-то странные вещи. То как-то раз у меня пошла моча белая, как молоко, то во сне мое тело начинало вздрагивать от напряжения. Бывали дни, когда я стоял в Рицудзэн и меня внезапно охватывало странное чувство. Мне казалось, будто я могу разорвать медведя или тигра. Тогда я понял, что во мне развивается внутренняя сила. Учитель часто говорил, что он может поднять землю и тогда впервые мне показалось, что я понимаю смысл его слов.

Китайско-японско-русская линия передачи Ицюань. Часть 1.

Рояма кумитэ

Говоря про Ицюань трудно пройти мимо такого имени в Кёкусинкай как Хацуо Рояма. Я сам в своё время был вдохновлён на изучение этого стиля Ушу, прочитав про загадочное искусство, которое этот мастер изучал на стыке двух восточных культур. Да и не я один был такой. Рояма прошёл достаточно трудный и интересный путь в каратэ. Как попала китайская техника боя и поддержания себя в великолепной форме к этому мастеру? Известно, что учился он у японского мастера Кенъичи Саваи, а тот в свою очередь был учеником самого основателя Ицюань Ван Сянчжая. Если быть точным, то непосредственно занимался с японцем Яо Цзунсунь, официальный преемник основателя и отец моего лаоши. После отъезда в Японию Саваи создал своё направление на основе тех знаний, которые он обрёл в Китае. Заслуга Роямы в том, что он своими статьями, а затем и вышедшей на русском языке книгой приоткрыл завесу над японской версией Ицюань. На протяжении вот уже полутора десятков лет имя Роямы Хацуо связано с Россией и с развитием российского каратэ. Вот такая связь вышла межкультурная.

Какое-то время попробовав заниматься по книжным описаниям японской версии с весёлыми картинками, я затем плюнул на этот Сизифов труд и начал искать первоисточники в Поднебесной. Помню даже показывал книгу Роямы Ван Юнсяню, а он мне рассказывал как на деле проходил поединок Кенъичи Саваи и Ван Сянчжая. Тем не менее идеи мастера живут и побеждают. Поэтому я предпринял попытку посмотреть на Ицюань через эту самобытную призму. Или наоборот...
Итак, для начала познакомимся с выдержками из книги Хацуо Рояма "Моя жизнь - каратэ". Затем практически окунёмся в идеи мастера. Сравним всё это с тем, что закладывалось в Ицюань изначально и тем, как развивается стиль в современном Китае.

Встреча в парке: Саваи. К. и Рояма. Х.
Автор: Рояма Хацуо

Методы ицюань

Чжан Чжуан методы ицюань

Чжан Чжуан - (чжан - стоять, чжуан - вкопанный в землю столб) важнейшее базовое тренировочное упражнение в Ицюань. Со стороны, может показаться, что человек, выполняющий это медитативное упражнение полностью неподвижен. На самом деле именно так проявляется намерение к движению. В Чжан Чжуан мы просто стоим в очень «точной» позиции. Но при этом мы активно задействуем в нашем теле намерение и волю к движению с помощью воображения. Это равномерное движение мы чувствуем, но оно не заметно для глаз. И оно уже реальное, а не воображаемое. Мы, как бы, балансируем на грани покоя и движения и при этом очень точно контролируем воображением наши движения, направляя их во всех шести направлениях (вперед, назад, вверх, вниз, влево, вправо).
Когда вы задействуете «И-воображение», вы можете представить, например, что стоите в море, противодействуя всем телом, накатывающим на вас волнам. Если волна толкает вас в спину, то вы мысленно прикладываете усилия назад, чтобы устоять. Если волна толкает вас спереди, то вы проявляете силу вперед. И так далее.
Время от времени необходимо приостанавливаться, чтобы снять накопившееся в мышцах напряжение и расслабить концентрацию внимания. «И» направляет движение, в то время как тело остается спокойным и неподвижным.

В Чжан Чжуан вы должны научиться использовать «И» для движения вашего тела, направлять силу во всех шести направлениях, ощущать цельность своего тела. Ваша сила намерения растет, и вы учитесь сознательно расслабляться. Это основные требования к этому тренировочному методу.

Баланс силы и расслабления очень важен в Ицюань. Баланс означает расслабление без слабости и силу без напряжения.

RSS-материал