Skip to Content

Письмо от Олега из Казахстана и рекомендации.

письмо об ицюань

Отдохнём немного от публикаций, связанных с японскими мастерами карате, и вернёмся к теме самостоятельной практики. Конечно в идеале заниматься Ицюань под присмотром опытного мастера, но в настоящий момент ситуация такова, что есть желание, но не где и не с кем. Ко мне пришло письмо от Олега из дружественного Казахстана, который с большим энтузиазмом самостоятельно столбит. У него накопились вопросы по практике и думаю, что ответы на них были бы полезны не только ему. Поэтому сначала предоставим слово Олегу, а затем я прокомментирую и отвечу на вопросы.

"Практике стояния в позе "обхватывание дерева" (Ченбао Чжуан). Практикую около года,
практически каждый день, но грешен, бывает один раз в неделю пропускаю. Стою так, стопы на ширине или чуть больше ширины плеч, носки чуть слегка развернуты наружу, большая часть веса находится на подушечках пальцев и на самих пальцах, в особенности больших. Руки округло находятся на уровне плеч, пальцы рук выпрямлены, но не полностью, расстояние между ними такое, как будто между ними находятся небольшие ватные шарики. Угол между горизонтом и предплечьями, где-то 20-30 градусов. Макушка вытянута, копчик назад не выпячивается.

Начинал с 10 минут стояния в позе, постепенно увеличивая время. Начиная где-то с 3-4 месяца, уже стою в течении 1 часа.
Максимальное время стояния было - 1 час 20 минут.
Занимаюсь по утрам, с 5.30 и до 7.10.
Вначале конечно было очень тяжело стоять, на одной "физике" не простоишь, большую роль, я бы даже сказал главную роль играет ментальная работа. По началу представлял, что нахожусь в красивых, живописных местах, на берегу моря, на вершине горы, в теплой воде и т.д.Очень мне
помогло для расслабления представление, что я огородное пугало, ведь на нем даже от малейшего ветерка все болтается, рубашка, штаны, а внутри есть основа. Вот я и представлял, что я такое пугало, мышцы уподоблял рубашке и штанам чучела, такие же легкие и расслабленные, а внутри есть какой то стержень. Такой образ мне сам собой как то пришел во время стояния.
По прошествии времени, когда я уже свободно и легко стоял не менее 40 минут, у меня все прежние визуализации и представления как то сами собой ушли.

С этого времени как я думаю, у меня начался уже другой этап тренировки, прежде всего в ментальной практике. Я начал представлять, что стою в обнимку с большим деревом и начинаю его потихоньку тянуть вверх, только вверх и все. Вот с этого момента некоторые интересные ощущения начали появляться. В первую очередь я лично для себя понял, что стояние столбом не такаю уж и безопасная вещь. После таких ментальных практик с деревом, у меня через некоторое время появились довольные неприятные ощущения, а именно в течении дня несколько раз было, как будто бы в голову что-то ударяет, но это был не прилив крови, да так, что на мгновение терялось равновесие и приходилось как то непонятно дергаться, чтобы восстановить прежнее равновесие, в общем довольно неприятные ощущения.

Пришлось провести детальный анализ этих состояний и чем они вызваны.Пришел к выводу, что когда я стою в стойке и тяну "дерево", у меня возникает какое-то вязко-тянущее усилие (честно говоря не могу пока точно описать это состояние) в голове. Стал корректировать это ощущение,
сосредотачивая внимание на теле, начиная от кончиков пальцев ног и заканчивая кистями рук. Неприятные явления вроде бы ушли. В теле стало появляться упруго-тянуще-вязко-натянутое ощущение (точнее не могу передать). Это ощущение во время стояния возникает эпизодически, может появится на мгновение, а может держаться на протяжении нескольких секунд или даже десятка секунд. Что еще примечательно, само собой возникло ощущение что дерево меня начинает тянуть, не я его тяну вверх, а оно меня тянет вниз, тогда я начинаю представлять что рывками пытаюсь дергать вверх, или плавно продолжаю тянуть вверх преодолевая сопротивление дерева. Вот в эти самые моменты появляются одни из самых сильных ощущений упругой силы.

Вот в принципе кратко о моей практике "столба". Да еще, в течение дня я стараюсь воспроизводить это ощущение внутренней натянутости, в любой ситуации, сижу ли я за компьютером, стою, или просто иду.

Кстати, для лучшего вхождения в столб и его тренировки можно попробовать метод "ключа" Алиева, я его попробовал, понравилось, стал использовать.

Вот вкратце и все. Хотелось бы Узнать Ваше мнение о написанном выше и может быть какие-нибудь рекомендации, и если Вас не затруднит ответить на вопрос: о роли в ицюань столбов "дракон" и "удержание тигра" и хоты бы коротко о методах их тренировки. И ещё интересует шили "черепаха выходит из моря". Мне кажется, что только одно это упражнение способно развить одновременно все виды усилий: вверх- вниз, вправо- влево, вперед-назад и т.п."

Рекомендации

Год занятий практически каждый день - это очень хорошее отношение к предмету нашего разговора. И в этом контексте грех с пропуском в практике один раз в неделю выглядит чуть ли ни как святость. Я догадываюсь, что таких практикующих не так много на самом деле. То, что стопы слегка развёрнуты наружу - беда небольшая, главное чтобы это не было чрезмерно. А вот то, что стоите на пальцах ног и даже на их подушечках, это меня несколько насторожило. Я читал, что такое требование к позиции есть в Тайкикен, но в Ицюань всё по другому. Вес тела по классике должен размещаться примерно в центре стоп. При этом пятки не должны плотно прижиматься к поверхности пола. Условно есть зазор толщиной с лист папиросной бумаги. Как говорят - пятки пустые. Кроме того не будем забывать, что мы не просто стоим в неподвижности, а всё время как бы играем со своим центром, немного смещая его в разных направлениях под воздействием воображаемых внешних сил. Со стороны этих смещений может быть почти не видно, но внутренние ощущения должны быть достаточно яркими.

Начать с 10 минут и довести до часа - это хороший промежуточный результат. Можно конечно и больше стоять, но я бы рекомендовал стоять минут по сорок, а оставшееся время уделять следующим методам: Шили и Моцабу. Ицюань - это не только столбы (кролики - это не только ценный мех).
 

Утреннее время для занятий безусловно очень плодотворно. Также совершенно правильно выполняется настрой, ментальный фон. Для оздоровительный занятий важно поймать и удерживать комфортное внутреннее состояние. Наиболее естественно оно сохраняется при созерцании природы. Если вас окружают стены квартиры или каменные джунгли домов, то попробуйте вызвать в своей памяти те места, где вам было хорошо. Хорошо когда вы можете не только видеть в своём воображении, но и слышать, обонять, ощущать всей своей кожей своё место.

Для нахождения состояние Фансун (освобождения от зажимов) отлично подойдёт образ пугала на ветру. Вы можете также использовать какие-то свои образы, главное чтобы они соответствовали общим принципам, принятым в стиле.
Что касается второго этапа столбовой практики автора, то в оздоровительных столбах основной образ для Ченбао Чжуан это лёгкий шар из очень тонкой бумаги. Настолько тонкой, что малейшее мышечное напряжение сомнет его. В тоже время если мы ослабим контроль и чрезмерно расслабимся, став вялыми, то шар упадёт или улетит в небо если он наполнен гелием. Это Фансун для верхней части нашего тела. Работа со стволом дерева - это удел "боевых столбов". В них прорабатываются несколько другие по качеству усилия и эта практика требует правильной предварительной подготовки. Действительно, вольная столбовая практика может быть небезопасна. Затрагиваются глубокие уровни не только мышечные, но и сознания. Небольшое отклонение в базе может завести совсем не туда, куда может нам видеться. Поэтому лучше придерживаться строго определённой методики. И если рядом с вами нет учителя, то осторожность и точность должна стать вашими сестрой и братом. Как именно практиковать в "оздоровительных столбах" и "боевых столбах" я уже писал и выкладывал видео. Если потребуются уточнения, готов продолжить описания.

В чём ещё сложность "внутренних стилей". Сравнительно легко показать технического действие и научить ему. Сложнее выразить ощущения если мы направим своё внимание внутрь. Поэтому на основе определённой методики, понятий и терминов мы выстраиваем мостик взаимопонимания. Составляем дорожную карту нашего роста. Ещё труднее находить такие мостики заочно, не видя как именно выполняет упражнение ваш собеседник. В какой-то степени здесь может помочь фото или видео. Я, допустим, могу предположить что означает " упруго-тянуще-вязко-натянутое ощущение", но хорошо бы ещё для верности подержать как говорят за руку. В Ицюань очень многие вещи можно понять именно через касание.
Воспроизведения в течение дня "внутренней натянутости" прекрасное продолжение тренинга. Я бы рекомендовал так поступать всем в самых разных ситуациях.

Про более сложные столбы: Сянлун Чжуан (приземляющийся дракон), Фуху Чжуан (укрощение тигра) и про Шили Шень Гуй Чу Шуй (выныривающая священная черепаха) я расскажу с показом чуть позже. Сейчас только скажу, что "Черепаха" действительно вбирает в себя много разных Шили. Это делает техническое исполнение сложным. Я бы не рекомендовал браться за это Шили начинающим. Получится внешняя пародия бесполезная для практики. Надо пройти все базовые Шили, распотрошить их до самых основ, выдержать как хороший коньяк в бочках времени, а потом подружиться с "черепахой". К тому же любое Шили содержит в себе работу со всеми шестью направлениями.

Вот такие у меня рекомендации по письму Олега. Надеюсь они пригодятся не только ему. Хорошо бы ещё, как я уже писал, использовать фото и видео для более качественного общения.