Skip to Content

Основа Ицюань, часть 1

 

В начале видеоролика демонстрируется Шуан Туйшоу с Фали.
 

1.00 - Дан Туйшоу. Первый этап парного взаимодействия на ближней средней дистанции при наличии точки контакта. На этом этапе важно сформировать устойчивые навыки по слушанию силы партнёра и умению точно направлять на центральную ось свою силу. При этом необходимо следить за правильной структурой своего тела и состоянием Фансун. То есть поддерживать в условиях противодействия те качества, которые были сформированы методами Чжан Чжуан и Шили. Естественно, на начальном этапе противодействие не должно быть большим, чтобы не разрушать наработанную базу. Не желательно соревноваться или стремиться доминировать. Необходимо учитывать возможности вашего партнёра и сотрудничать с ним. Иногда уместна умеренная демонстрация более опытным партнёром возможностей столбовых наработок. Когда начинающий наглядно получает возможность на себе ощутить превосходство "целостной и умной" силы над обычной, то у него возникает мотивация изучать "странные и непривычные методы" базовой тренировки. Но это только демонстрация, а затем должна последовать последовательный процесс: Чжан Чжуан, Шили, Моцабу, Дан Туйшоу и Шуан Туйшоу.
После того как вы можете уверенно "крутить скрещенные руки" один из партнёров, не используя большую скорость и силу, пробует выполнить Фуань Шили (прижимание руки оппонента вниз с целью раскрыть верхнюю часть для атаки). Соответственно, с другой стороны применяется вкручивающее движение рукой вниз. Это движение нейтрализует попытку прижимания за счёт того, что во-первых, образуется крепкая сухожильная структура, во-вторых, образуется угол соскальзывания атакующей руки, а в третьих, само вращение предплечья рассеивает вектор силы противника. Атакующая сторона на следующем этапе учится своевременно менять направление воздействия, переходя к Фали. Обращу внимание на угол тела в конце выполнения Фуань Шили, на то, что движение рук и тела разнонаправлены и на то, что остаётся пространство между рукой и своим корпусом в конце прижимания.

1.45 - Снова Шуан Туйшоу. Обращаю внимания на то, что партнёр Яо лаоши как минимум раза в полтора тяжелее его и выглядит гораздо мощнее. Перед выполнением базовых приёмов осуществляется раздёргивание партнёра короткими, быстроменяющимися по направлению, амплитуде и силе воздействиями. Сначала применяется Гогуа Шили с акцентом в наружу. Причём предварительно это Шили зондируется в лёгкой форме, проверяя готовность партнёра. Следующий приём - Сюаньфа Шили. Этот приём предваряется сменой направлений и чувствительными проверками в направлении вперёд. Далее эти же приёмы выполняются в несколько изменённой форме. 2.40 - зондируется Фуань Шили и 2.49 - применяется. 3.00 - Фенгуа Шили.

Далее с 3-й минуты к базовым четырём приёмам добавляются обозначения ударов. Нарабатывается взаимный переход от Туйшоу к ударной технике. Удары сочетаются с короткими выведениями из равновесия. Как хороший шахматист Яо Ченжун постоянно опережает своего партнёра на несколько темпов, причём абсолютно не заметно какого либо напряжения в его действиях. Отсутствуют внешние эффекты, зато на выходе заметный результат.

4.30 - Посмотрев как работает база в учебных поединках, вернёмся к тому с чего начинали - Дан Туйшоу. В комментариях Яо лаоши обращается внимание на сочетание направлений приложения усилий. Обратите внимание на работу ног и стоп в этом упражнении, а также повороты бёдер.
 

5.20 - Для перехода к Шуан Туйшоу используется подводящий вариант, когда сначала отрабатывают взаимодействия для каждой руки отдельно. Затем очень медленно, с остановками для контроля приложения сил в точках контакта, подключается к процессу вторая рука. На 6-й минуте подчёркивается готовность резко поменять направление от прижимания руки партнёра вниз, к взрывному движению к осевой линии. В каком направлении вы бы не взаимодействовали с рукой своего противника, всегда есть сила, направленная на его центральную ось. И всегда есть воздействие на ось второй рукой. Причём направление вашей силы на центр вбирает в себя силу, собранную со всех направлений. Конечно, по началу сложно удерживать внимание на всех перечисленных моментах. Поэтому и надо научиться сначала слышать сочетания направлений в соло работе (столбы, Шили), перейдя затем к очень спокойной парной отработке одной рукой. Точно также, как атлет наращивает объём своих мышц, в Ицюань вы наращиваете объём своего осознания, внимания, способность сосредотачиваться без напряжения сразу на многих элементах.

Даже без перевода можно видеть куда Яо лаоши направляет свою силу и как он это делает. Часто бывает, что смотришь на мастера, не важно в каком деле, и кажется, что и ты так мог бы сделать. Настолько всё выглядит естественно и просто. Но за этой простотой скрывается длительная и очень тонкая работа, напрямую связанная с возможностями нашего ума.
 

7.15 - Опять Шуан Туйшоу. Фуань Фали, Сюаньфа Шили, Гогуа Шили... База и базовые приёмы - вот основа мастерства в Ицюань.